СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ

формирование навыков общения, развитие навыков общения, общение детей, навыки общения, умение общаться

Развитие навыков общения

через сюжетно-ролевую игру

Мы уже говорили с вами, уважаемые читатели, о значении потребности в общении для развития и воспитания ребенка, а также размышляли о том, как могут родители способствовать формированию данной потребности и навыков общения у своего замкнутого ребенка.

Предлагаю сегодня обратить внимание на возможности сюжетно-ролевых игр для развития у ребенка желания взаимодействовать, формирования навыков общения, благополучных взаимоотношений со сверстниками.

Наблюдая за детьми в детском коллективе, мы можем заметить, что есть детки, которые прекрасно взаимодействуют с товарищами по играм, умеют творчески развить сюжет, поддержать инициативу других ребят, конструктивно разрешают конфликтные ситуации. Но есть дети, которым никак не удается мирно влиться в течение игры: они начинают конфликтовать, ссориться, или просто не способны увлечься игровым сюжетом. Некоторые взрослые, становясь свидетелями такой ситуации, начинают «спасать игру» и изолируют этих детей: «Отойди, не мешай другим играть! Сам не умеешь мирно играть и другим не даешь!» и так далее, в том же духе. Такими действиями, возможно, взрослый и «спасет» игру, быстро повернет ее течение в мирное русло, но если говорить о самих детях… Изолируя детей, имеющих сложности с установлением благополучных взаимоотношений со сверстниками, мы только усугубляем проблему, стимулируем проявления негативизма с их стороны, укрепляем уже сложившиеся нежелательные стереотипы поведения. А какой урок мы преподаем тем, играющим, детям?..

Думаю, что как раз с помощью различных игр, а  сюжетно-ролевых особенно, и можно наиболее успешно повлиять на развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие навыков общения . И для этого нужно не отстранять ребенка, а вовлекать его в игру, чтобы привить интерес к игре, научить его играть, правильно общаться, плодотворно взаимодействовать со сверстниками.

Как же это лучше делать?

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание взрослых, особенно педагогов, на то, что сила воздействия на детский коллектив взрослого человека с целью изменения отношения сверстников к ребенку достаточно велика. И прежде чем оказывать влияние на ход игры, на развитие в ней взаимоотношений между детьми, нужно подумать, какой результат в итоге мы сможем получить.

Если мы просто отстраним конфликтного ребенка от игры, дети могут сделать вывод: с ним играть не нужно, он не умеет играть,  он плохой и тому подобное. Я не говорю уже о чувствах самого ребенка в данный момент. Да, конечно, ребенок может быть очень конфликтным, не умеющим конструктивно взаимодействовать с другими детьми, не способным увлечься игровым процессом полностью. Но ведь от нас взрослых во многом зависит, будет ли он «лишним» и дальше, или он сможет научиться мирно и увлеченно взаимодействовать со сверстниками, почувствует всю прелесть радости общения в процессе совместного игрового творчества.

Как же быть?
Какую тактику поведения выбрать взрослому по отношению к такому «проблемному», не  имеющему навыков  благополучного общения со сверстниками ребенку?
Как помочь формированию и развитию навыков общения?

Для начала, нужно сделать все, чтобы исключить постоянную отрицательную оценку этого ребенка. Отношение к нему сверстников, да и его собственное мнение о самом себе, во многом определяется характеристикой со стороны взрослого, особенно, если этот взрослый далеко не посторонний для малыша человек, «человек с авторитетом» (родитель, воспитатель).

Необходимо чаще использовать похвалу за любые положительные действия ребенка во время игровой деятельности, моменты позитивного общения в игровой роли или вне ее, поддерживать ребенка  и словом, и делом. В ваших силах, уважаемые взрослые,  вселить в малыша веру в самого себя, подсказать ему «направление развития», обратить внимание окружающих детей и самого ребенка (ненавязчиво) на его положительные черты и пользу его в качестве участника игры. Например: «У Сережи так хорошо получается… Он мог бы быть в вашей игре отличным…».

формирование навыков общения, развитие навыков общения, общение детей, навыки общения, умение общаться

У каждого ребенка найдутся свои интересы, предпочтения в игровой тематике, которые также можно учитывать и использовать для организации увлекательного и благополучного игрового взаимодействия. Например, ребенка, интересующегося машинками, можно заинтересовать игрой «дорожное движение», «поездка за город», «магазин-все для машин» и тому подобное. И потом, уже в игре, во взаимодействии с другими участниками, ребенку будет гораздо легче упражняться и в мирном сотрудничестве со своими сверстниками, и в культурном общении с окружающими. Таким образом, формирование навыков общения у ребенка, их дальнейшее развитие, будет происходить в игре совершенно естественно.

Важно, чтобы участие взрослого в игре, его влияние на развитие сюжетной линии или состав участников, было ненавязчивым. Здорово, если дети сами (при минимальном направляющем воздействии взрослого) сделают полезные выводы. Например, о том, что всегда можно мирно разрешить спор, договориться, всем желающим можно найти в игре интересные для самих игроков и полезные для общего сюжета роли и так далее.

Почувствовав   радость от общения, эмоциональное удовлетворения от принятия сверстниками и признания его достоинств, доброжелательное отношение товарищей, малыш будет стремиться и далее принимать активное участие в коллективных играх. Интерес ребенка к совместной игровой деятельности (особенно, если тематика игрового сюжета совпадает с его интересами) будет расти,  его коммуникативные навыки (умение плодотворно взаимодействовать, налаживать контакт, общаться) - совершенствоваться, а развитие навыков общения у ребенка будет продолжаться.

Рекомендую по данной теме следующие статьи:

ЗНАЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ?

ОБИДЧИВЫЕ ДЕТИ (ОСОБЕННОСТИ ОБИДЧИВОГО РЕБЕНКА)

ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ: 14 комментариев

  1. Да…проще действительно оградить ребенка, чтобы «не портил игру другим», в этом зачастую наша ошибка.
    Гораздо сложней найти способ организовать игру так, чтобы всем было интересно исполнять свою роль.

    1. Сложнее, но это того стоит. Ведь зачем нам игра ради самой игры? Пусть «послужит» на благо детей: их развития, воспитания, формирования достойной личности (причем, каждого из играющих и просто присутствующих детей).

  2. Игра — это кладезь для педагога. Жаль, что не все умеют этим инструментом пользоваться…

    1. Согласна с Вами, Лана. На языке игры проще всего разговаривать с ребенком, объяснить ему что-либо.

  3. Игра для ребенка — это его жизнь. Играя, можно объяснить и показать малышу все, все выучить, а ролевые игры, конечно, очень важны в приобретении навыков общения! Спасибо, очень важная статья!

    1. Конечно, ведь игра — основной вид деятельности для ребенка (по крайней мере, для ребенка-дошкольника). Спасибо, Ольга, за Ваше внимание к теме.

  4. Вы совершенно правы: игра открывает перед ребенком перспективу развития взаимоотношений с другими людьми, и не только детьми, но и взрослыми (хорошо, если взрослые имеют и пользуются возможностью участвовать в детских играх!). А поскольку это живое общение, ребенок учится таким образом жить в реальности, а не в иллюзиях. Очень полезная статья!
    Мне очень понравился Ваш сайт и подход к воспитанию детей.

    1. Благодарю Вас, Владимир, за интерес к теме и Ваше мнение!
      «Теперь о другом». Спасибо за высокую оценку моего труда! Вы знаете, самое приятное это даже не факт получения того самого кубка, а то, как Вы его преподнесли, подчеркнув особенности именно данного сайта.

  5. Это очень важно для деток, помогает им повысить собственную самооценку, научиться общаться с другими детками. Жаль только, что не все это понимают и используют. Действительно очень полезная статья, Наталья, спасибо вам.

  6. Как часто, взрослые, не задумываясь могут нарушить такой хрупкий баланс в психике ребенка, ведь в начале, когда ребенку надо лишь маленькая помощь и он с успехом войдет в коллектив, в общую игру, потом если его отстранят, это нарушает как его личные душевные восприятия, так и внешнее отношений детей к этому ребенку. Очень актуальная тема, хорошо бы было, чтобы люди сталкивающиеся в подобной ситуации — прислушались к вашим советам.

    1. Вы правы, Максим, взрослым необходимо задумываться «как слово наше отзовется», какие последствия будут иметь те или иные действия по отношению к ребенку, порой совершенно незначительные, «безобидные» (по мнению взрослого, родителя).

    1. Пожалуйста, Елена)
      Благодарю Вас за внимание и добрый отзыв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *