ОЦЕНКА (ПОСТУПКА) В ПОМОЩЬ ВОСПИТАНИЮ

оценка поступка, оценка действий, оценить поступок, дать оценку, дать оценку действиям

Как дать оценку действиям ребенка, оценить поступок, его поведение правильно, не навредив?

Нужно ли вообще давать оценку действиям ребенка?

Каковы воспитательные возможности подобной оценки?

Казалось бы, куда уж проще: поступил ребенок хорошо – похвалили, поступил плохо – поругали. Но не все так просто, как кажется. Иногда, давая оценку действиям ребенка, взрослые (педагоги, родители) учитывают исключительно  результат, но не берут в расчет его мотивы.

Вот пример. Мама говорит: «Дочка, складывай побыстрее игрушки, я накрываю на стол, сейчас будем кушать». Через некоторое время мама заглядывает к дочке. Малышка убрала совсем небольшую часть  игрушек, но при этом складывала все тщательно и аккуратно. Мама возмутилась: «Дочь, я же просила сделать все быстро, ведь обед стынет. Что ты за копуша такая!?» В данном случае мама заметила (и отметила) лишь только то, что результат не соответствовал ее ожиданиям. Она совсем не обратила внимание на мотив девочки («сложить все тщательно, аккуратно», возможно именно так, как учила мама), при этом дала отрицательную оценку ее личности (копуша).

Как же дать оценку действиям ребенка, не обидев, не оскорбив его, да еще так, чтобы эта оценка пошла на пользу, то есть способствовала формированию положительных личностных качеств маленького человека?

В данном случае мама могла отметить положительные качества девочки и дать позитивную предвосхищающую (ориентирующую на правильные, положительные действия в будущих подобных ситуациях) оценку поведения вместе  с отрицательной оценкой неправильного действия (оценка действий). Например: «Доченька, ты очень аккуратно все складываешь, а в следующий раз, я думаю, еще и быстро все сделаешь, чтобы  и еда не остыла, и мне тебя ждать не пришлось».







Давая оценку действиям и поступкам детей, взрослым стоит обратить внимание и на следующие моменты:

• Отрицательную оценку давать можно только некоторым действиям, поступкам, но не личности ребенка. Хвалить же можно и за личностные качества.

 Порицать в большинстве случаев необходимо наедине, хвалить же можно и публично.

 Необходимо пояснять, почему именно такую оценку вы дали поведению, поступку ребенка, почему именно это «хорошо» или «плохо».

 Положительная оценка помогает ребенку поверить в себя,  в свои силы, вдохновляет его. Вообще, адекватная оценка взрослого помогает ребенку найти нужные и добрые ориентиры для действий и поведения в целом, способствует формированию позитивных личностных качеств.

 Любую оценку нужно давать, опираясь на положительное в ребенке, давая прямую или предвосхищающую позитивную оценку.

Знаю некоторые примеры ситуаций, когда взрослые (даже педагоги) говорили: «Вот хочу его похвалить, но не нахожу за что». Особенно это актуально по отношению к «трудным» детям. В таких случаях мне всегда хочется сказать, если не находите положительных качеств в ребенке, так придумайте их, и они обязательно появятся.

Уважаемые взрослые, подходите к детям с положительными ожиданиями (и они обязательно оправдаются), верьте в них. Ну и, конечно, давайте ребенку образец, пример правильного (желаемого вами) поведения.

Надеюсь, дорогие читатели, что вы, так же как и я, считаете, что дать оценку действиям ребенка правильно, не навредив, не обидев его оценить поступок, действие - очень важно.

Возможно, вас заинтересуют и другие статьи на тему "Воспитание":

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА. Рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТАЛ ГОВОРИТЬ «ПЛОХИЕ» СЛОВА?

РЕБЕНОК – ЯБЕДА? Как избежать? Советы родителям

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ?

 

ОЦЕНКА (ПОСТУПКА) В ПОМОЩЬ ВОСПИТАНИЮ: 16 комментариев

  1. Все верно, ах, как часто у нас нет времени и сил на объяснения, на выяснение причин. Моя мама всегда умела терпеливо объяснять и хвалить. И мои дети тоже ее обожают!

  2. Наталья, очень интересная статья, великолепный финальный аккорд насчет «придумайте, и они обязательно появятся» и очень точный комментарий — ваш, который над моим)). Довольна, что прочла, спасибо!

  3. Отличная позитивная статья! Конечно, всегда нужно отмечать старания ребенка, даже если ожидаемый результат и не достигнут! Иначе желание стараться пропадет! Спасибо!

    1. Верно, Ольга, желание отбить очень легко. Иногда достаточно одного замечания.

  4. Оценить поступок не всегда можно объективно. Встает вопрос: по каким критериям делать оценку. Ведь общепринятые правила не всегда дают адекватную оценку. Спасибо за статью!

    1. Если оценивать только результат действий и не учитывать мотивы ребенка, его старание, безусловно,такая оценка не будет объективной и справедливой.

  5. Очень верный посыл у статьи — и, как всегда, написано простым и понятным языком: что делать можно и нужно, а что не надо. Твитнула!

    1. Спасибо, Ольга, за поддержку и, как всегда, очень доброжелательный отзыв!

  6. Очень правильная статья и воспитательная для родителей. Детей нужно хвалить обязательно и они будут тянуться к той планке, которую мы им обозначим.

  7. Глупо думать, что мама не любили меня, когда в детстве ругала и ставила в пример других детей по любому, даже незначительному поводу. Просто, она считала, что ТАК сформирует у меня правильный характер. Все получилось наоборот, появилась масса комплексов, которые я преодолевала, уже став взрослой.
    Спасибо,Наташа, за статью. В маленьком ребенке в первую очередь надо видеть человека и относиться к нему, как к равному себе.

    1. Конечно же, родители ругают не потому, что «не любят» или «плохо относятся» к своему ребенку. Но, к сожалению, иногда дети делают именно такие выводы. А еще, что он (в чём-то) хуже, чем другой ребенок. Или, что именно ему не повезло с родителями…
      Вы правы, Елена, ребенка, да и любого другого человека, с которым мы взаимодействуем, нужно воспринимать как равного. А еще, очень полезно чаще ставить себя на место другого.
      Благодарю Вас, что поделились своим жизненным опытом и мудрыми выводами.

  8. От оценки самых близких очень многое зависит в развитии ребенка, тоже самое можно и наблюдать во взрослом возрасте, если сфокусироваться, например, на отношениях работник-руководитель. Думаю, что тут ваши советы также будут работать, если сперва анализировать мотив поступка, а затем и оценивать его по какой-либо шкале. Конечно, вы правы, любое воспитание начинается с собственного примера, если зеркало криво, отражение в нем будет также не ровным. Поэтому, любые начинания следует проводить с себя, тогда и детям будет к чему стремиться. Великолепные советы в вашей статье, актуальные для каждого родителя. Благодарю вас.

    1. Какую интересную параллель Вы провели с работником и руководителем. Действительно, не зря же существует понятие «конструктивная критика». Даже на работе по-разному можно оценить результаты. Можно вдохновить человека на исправление недочетов и совершенствование результатов труда, а можно «подрезать крылья».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.