Что делать, если у моего ребенка проблемы с общением?
Почему наш малыш так остро реагирует на смену обстановки, любые малейшие перемены в его жизни?
Отчего мой ребенок замкнутый?
Почему одного ребенка называют застенчивым, а другого – замкнутым?
Чем отличаются эти две особенности развития личности?
Как могут родители помочь своему ребенку перестать быть замкнутым?
Давайте, уважаемые взрослые, и попробуем сейчас разобраться в этих вопросах.
Прежде чем давать какие-либо советы и рекомендации, нужно разобраться в причинах существующих проблем. Необходимо понять, что мешает ребенку благополучно взаимодействовать с окружающими и получать радость от процесса общения.
Вот, например, такие две проблемы, как застенчивость и замкнутость, имеют очень сходные внешние проявления. Эти дети болезненно реагируют на любые изменения, происходящие в их жизни, с опаской, а зачастую и явным страхом относятся к посторонним людям. Они беспокойны и эмоционально неустойчивы.
Отличие состоит в том, что застенчивый ребенок хочет общаться, знает, как это делать, но не имеет навыков применения своих знаний на практике, а замкнутый ребенок, как правило, не знает, как общаться и не хочет, то есть его потребность в общении снижена. (Вы можете, также, ознакомиться со статьей о значении потребности в общении и признаках, свидетельствующих о наличии данной потребности).
Таким образом, если ваш ребенок замкнутый, то ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы и сформировать у малыша желание общаться, и научить его общаться с окружающими людьми.
Итак, какие же рекомендации (советы) можно дать родителям замкнутого ребенка?
• Прежде всего, необходимо понять и принять мысль о том, что замкнутость можно и нужно корректировать (исправлять).
• Постепенно расширяйте круг общения вашего ребенка. Ничего, что сначала это будет лишь круг пассивного общения, то есть ребенок будет наблюдать за тем, как общаются другие люди.
• Постарайтесь стать для своего малыша примером во всем, что касается радостного и плодотворного общения.
• Посещайте с ребенком новые места, знакомьтесь и взаимодействуйте вместе с ним с новыми людьми. Делайте это, конечно, постепенно. Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, будьте на этом этапе всегда рядом с ним, держите его за руку, никогда не выказывайте своей тревоги и опасений.
• Старайтесь передать ребенку вашу радость, полученную от общения. Подчеркивайте все преимущества общения (что нового узнали, как интересно было, какую пользу и удовольствие получили от общения).
• Учите ребенка выражать свои эмоции, проявлять инициативу. Поощряйте его к действию, хвалите за малейшее проявление инициативы в общении, искренне радуйтесь этому. «Заряжайте» и «заражайте» ребенка своей эмоциональностью и доброжелательностью по отношению к другим людям.
• Старайтесь создавать ситуации, требующие общения с окружающими.
• Привлекайте ребенка к совместной деятельности и общению в процессе нее.
• Чаще играйте с ним (если позволяет возраст ребенка) в игры, требующие общения и ведения диалога. У моей двухлетней дочери, например, одна из самых любимых игр – вести диалог от имени героя, обыгрывая различные жизненные ситуации (знакомство, дружба и так далее). Она дает одну игрушку мне, а от имени другой общается сама.
• Будьте с ребенком доброжелательны, спокойны и терпеливы. Настройтесь на длительную работу по изменению (коррекции) замкнутости ребенка, формированию у него коммуникативных навыков (навыков общения) и желания общаться.
• И еще, если, не смотря на ваши длительные старания и соблюдение всех рекомендаций, проблемы с общением у ребенка только усугубились или остались без изменений, и ваш ребенок замкнутый по-прежнему, обратитесь к детскому психологу, который профессионально поможет вам разобраться во всех имеющихся проблемах психологического характера. Вполне возможно, что вы что-то упустили или неправильно истолковали.
Предлагаю ознакомиться и с другими статьями, которые могут быть полезными для вдумчивых и любящих родителей:
СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ СТЕСНИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ОЧЕНЬ ОБИДЧИВ?
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ (ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ)
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА. Рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности
КАК ВОСПИТЫВАТЬ, НЕ НАКАЗЫВАЯ (ОБЪЯСНЕНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ)
А еще можно играть в игры,в которых герои общаются, читать сказки на эту тему, рассказывать сказку о самом малыше,который бесстрашно со всеми находит общий язык.
Замечательные приемы, Лана, для коррекции проблем с общением и прекрасное дополнение к рекомендациям для родителей.
Наш ребенок уже давно вырос и проблем с общением не испытывает. Но не за горами и внуки. Вот тут-то Ваша статья, как и сайт в целом, может пригодиться. Спасибо большое за новые знания!
Буду очень рада, если мой сайт и Вам, Илларион, пригодится.
Спасибо за советы. Сегодня меня дети поражают, наверное, больше своей общительностью и непосредственностью в общении. Но вы правы, бывают разные дети.
Действительно, Алла, дети все очень разные, и атмосфера в семье тоже различная, и стили воспитания также. А от проблем, связанных с неумением общаться, налаживать контакты, зачастую страдают и взрослые люди.
А у нас сын старший как раз из замкнутых, общается со знакомыми мальчишками не особо охотно, а незнакомых может и послать куда подальше (и не только сверстников, но и взрослых). Попытаемся применить данные советы. Спасибо большое за статью!
Желаю Вам удачи, Елена. Пусть Ваш сынишка растет счастливым! Думаю, что разным людям для счастья нужно разное количество полноценного общения с окружающими (конечно же, для счастья, кроме замечательного общения, нужно еще очень много всего, но сейчас не об этом).
Спасибо. Очень хороший и полезный сайт. Удачи и успеха вам!
Спасибо, что так четко разъяснили разницу между замкнутым и застенчивым ребенком. Это разные ситуации и подход к таким детям должен быть соответственно разный. Благодарю вас за информацию.