С какого возраста начинает проявляться обидчивость как личностная особенность?
Каковы признаки проявления обидчивости?
Откуда берет свои истоки эта самая чрезмерная обидчивость ребенка?
В прошлой статье, уважаемые читатели, мы уже говорили с вами о том, стоит ли обращать внимание на склонность ребенка к частым обидам и почему, какие рекомендации (советы) можно дать взрослым (родителям) по взаимодействию с обидчивыми детьми.
Сегодня же мы попробуем охарактеризовать личностные особенности обидчивых детей, разобраться в причинах и признаках излишней обидчивости.
Особенности обидчивого ребенка
Истоки, причины, признаки детской обидчивости
• Первые проявления обидчивости у детей можно наблюдать еще с дошкольного возраста. Но если трехлетнего ребенка можно довольно легко отвлечь от неприятных эмоций и переключить его внимание на интересную игру, то уже к пяти годам, когда у детей возникает потребность в уважении, признании его окружающими, обидчивость начинает проявляться как устойчивая личностная особенность.
• В старшем дошкольном возрасте большая часть обид проявляется по отношению к своим сверстникам.
• Наблюдая за взаимодействием детей, в первую очередь игровым, мы можем отметить разные типы поведения при возникновении конфликтной и обижающей ситуации. Одни дети - постараются мирным и доброжелательным путем уладить возникшую неприятную ситуацию («давай сейчас ты будешь дочкой, а в следующий раз - мамой», «возьми эту игрушку, она тоже очень интересная», «тогда я буду доктором»), другие, «не на шутку рассердившись», попытаются решить вопрос силовыми приемами (отберут игрушку, полезут в драку, начнут обзываться), а третьи - предпочтут обидеться.
• В поведении обидчивого ребенка можно увидеть некоторое противоречие: с одной стороны он всем демонстрирует свою обиду, пытаясь вызвать чувство раскаяния и вины у обидчика, с другой стороны - отвергает все попытки к общению и примирению со стороны окружающих.
• Поводом для обиды зачастую выступают не имеющие под собой основания, надуманные причины. Например, мальчику кажется, что его друзья его игнорируют, решили не играть, не дружить больше с ним только потому, что они увлеченно играют в какую-то интересную игру и не заметили его прихода.
• Обидчивым детям кажется, что окружающие (ровесники) их недооценивают. Они видят в сверстниках, зачастую, неоправданно негативное к себе отношение. И этот их взгляд нельзя назвать обоснованным.
• Другими словами, ребенок, склонный к обидам, сам достаточно высоко и положительно себя оценивает (как и большинство детей этого возраста), но в отношении к себе других детей он склонен усматривать недостаточно хорошее к себе отношение. Такие дети и характеристику другим ребятам дают через призму отношения к себе, опираясь на описание отношения к себе. Например, «эта девочка хорошая, она со мной играет, угостила меня», а не «эта девочка веселая, она хорошо поет, у нее красивые банты».
• Обидчивый ребенок ориентирован на оценочное отношение к себе. Отсутствие позитивной оценки (со стороны окружающих) его самого, его действий для него равносильно неприятию всей его личности, отвержению, неуважению, нелюбви.
• Подобная особенность мешает ребенку получать удовольствие от самого процесса творчества, процесса создания художественного образа в результате рисования, лепки, например, и заставляет ориентировать свою деятельность на обязательное получение положительной оценки, похвалы.
• Таким образом, помимо того, что ребенок зачастую испытывает негативные эмоции, переживания, мешающие радоваться жизни, замечать прекрасное вокруг, излишняя обидчивость, ориентированность на мнение окружающих, некоторая «зацикленность» на отношении к себе других людей мешает развитию личностного потенциала ребенка, его творческих составляющих.
Надеюсь, уважаемые читатели, что моя краткая характеристика особенностей обидчивого ребенка поможет вам сделать необходимые и правильные для вас выводы, чтобы помочь вашим детям стать еще счастливее.
Возможно, вам будет интересно ознакомиться и с другими статьями об особенностях развития личности ребенка:
СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ СТЕСНИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК (РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ)
Спасибо, что расставили все по полочкам, очень все понятно, думаю что родители, прочитав этот пост, найдут решение и подход к своему ребенку.
Благодарю за поддержку, Анна.
Обидчивыми дети обычно имеют завышенную самооценку, а своим внукам я не устаю повторять — не стоит обижаться, а следует относиться к своим друзьям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе, и все будет в порядке.
Как здорово, когда рядом есть такая мудрая и современная бабушка!
Ой, как же тяжело с обидчивыми детьми. — спасибо за рекомендации, как нужно поступать в этих случаях.
Думаю, что все дети требуют много внимания, терпения, заботы, а самое главное — любви…
Признаки излишней обидчивости очень хорошо описаны, все доходчиво. обязательно надо обращать внимание на такие проявления со стороны ребенка, а вот о причинах недопоняла. Как не допустить развития чрезмерной обидчивости у ребенка?
Истоки кроются в личных особенностях, о которых я упоминала в данной статье. Но а с советами по взаимодействию с обидчивым ребенком можно ознакомиться в прошлой статье.
С такими детьми тяжело найти общий язык, и взрослым и другим детям.
Добрый настрой (доброжелательность) + желание + любовь (родителя к ребенку)
Вот парадокс — не люблю обидчивых детей, а сам обидеться могу очень даже запросто, как ребенок….
А мне кажется, что все очень даже логично )))
Статья очень нужная и совершенно доступная. Спасибо за интересную тему.
Пожалуйста. Заглядывайте еще.
Мне уже совсем скоро до статуса «бабушки», поэтому все советы я внимательно изучаю, сравниваю со своим опытом, и запоминаю. В статье все правильно описано. Спасибо! Ваш сайт для молодых мамочек просто находка!
Благодарю Вас, Галина, за добрый отзыв!
Мне кажется, что обидчивость скорее женская черта и если она исходит от мальчика — значит либо папы нет в семье, либо мама-доминант. По крайней мере по детям из группы в детском саду это четко видно. Дети из семей, где отношения адекватные, вообще не обидчивые.
Спасибо за Ваше мнение и наблюдения, уважаемая Елочка.
У меня сын такой, чуть что — надует губки и убегает в дальнюю комнату — обиделся
Спасибо за Ваш пример, Татьяна.
Очень хорошо описаны в статье различные варианты поведения детей при возникновении обидной ситуации. Конечно, когда сам ребенок пытается решить ее, предлагая компромиссные варианты решения — это просто отлично, хуже, если это вызывает агрессию или он обижается. Завышает свою самооценку и центральным элементом в призме восприятия его личность, оценка его действий окружающими. Спасибо, что раскрываете суть данной проблемы, чем грозит это в последствии. Ведь, думаю каждый из нас заинтересован в том, чтобы ничего не мешало ребенку развиваться, творчески самовыражаться и чувствовать заботу, дружбу, любовь вместо того, чтобы накапливать обиды.
Вы правы, Максим. Думаю, что каждый любящий родитель пожелает своему ребенку, чтобы было именно так, «чтобы ничего не мешало ребенку развиваться, творчески самовыражаться и чувствовать заботу, дружбу, любовь…»
Дети когда рождаются,они ни чего не знают об обидах, пока родители их этому не научат, им потом жить с этим всю жизнь(((