Положительное подкрепление или положительный стимул
Продолжаем разговор о методах воспитания без наказаний.
Как добиться того, чтобы ребенок следовал нашим советам, поступал так, как мы его учим?
Как закрепить у малыша правильные, культурные формы поведения?
В этом нам может помочь такой воспитательный прием, как «использование положительного стимула» (по-другому: положительное подкрепление).
Что такое этот «положительный стимул»?
Положительный стимул или положительное подкрепление – это приятное (желаемое) для ребенка действие (доброе слово, ласка, похвала, одобрение, улыбка), совпадающее по времени с каким-либо его поступком и увеличивающее вероятность его повторения.
Каким же образом положительное подкрепление (стимул) способствует формированию у ребенка необходимых форм поведения?
Положительный стимул, полученный ребенком во время какого-то действия, формирует необходимый условный рефлекс. Например, малыш выпил компот и несет пустую чашку маме на кухню. Мама может отреагировать на это событие по-разному: «Молодец! Помощник мой! Поставь чашечку вот сюда на стол» или «Ой, зачем ты взял чашку?! Ты же можешь ее разбить!.. Ну, вот… Я же говорила тебе!». В первом случае, получив мамино одобрение, похвалу (положительный стимул), то, что ребенку приятно, он, вероятнее всего, захочет повторить это действие снова (у него сформируется нужный условный рефлекс). И не трудно догадаться, что во втором случае, спустя некоторое время, мы, возможно, услышим от этой мамы: «Какой ленивый! Даже чашку за собой не соизволил убрать».
Почему так может произойти?
Во втором случае мама (невольно) применила негативный стимул (негативная оценка, нахмуренные брови, осуждение, крик, шлепок), то есть то, чего бы ребенок хотел избежать. У него тоже сформировался рефлекс, привычка поступать определенным образом (ребенок как бы делает вывод: не хочешь, чтобы тебя поругали – не нужно проявлять инициативу, в том числе относить за собой чашку). Только вот, такую ли привычку хотела бы сформировать у малыша мама?..
Применяя в воспитании прием положительного подкрепления (стимула), необходимо помнить о следующих моментах:
• Очень часто, вольно или невольно, взрослые закрепляют не положительное, а отрицательное поведение, то есть применяют подкрепление (стимул) неправильно (как во втором случае из приведенного выше примера). Здесь можно привести и другой яркий пример, когда вырабатывается совсем не нужный рефлекс. Успокаивая плачущего малыша, мама говорит: «Не плачь, давай мы тебе сейчас купим мороженое». Ребенок делает «вывод»: хочешь мороженое – плачь.
• Необходимый условный рефлекс можно выработать (закрепить желаемое поведение, действие и так далее) не только на поведение, действие, но и физиологическую реакцию организма, эмоции.
• Не нужно путать применение положительного подкрепления (стимула) с системой поощрений и наказаний. Их (поощрения и наказания) применяют, как правило, уже после свершения какого-либо действия, поступка. И повлиять на происходящее в его непосредственном процессе они, практически, не могут.
• Применяя положительные стимулы (подкрепления), будьте, уважаемые родители, последовательны. Если вы договорились с ребенком, что покупать ему мороженое пока не будете, так как лечите его горло, то, ни в коем случае, не нарушайте этого договора. Не думайте, что если вы один раз сделаете исключение и купите это самое мороженое, чтобы поскорей успокоить разбушевавшегося при посторонних малыша, это не повредит общей системе воспитания. Одного раза будет вполне достаточно, чтобы ребенок сделал вывод: если устроить истерику при посторонних, то запретное станет возможным.
• С помощью подкреплений и стимулов можно влиять на поведение (закреплять его желаемые формы или не способствовать закреплению не желаемых) даже взрослых людей. Подумайте, дорогие взрослые читатели, с каким лицом мы встречаем, например, свою «вторую половинку», какие ассоциации от встреч формируем.
• Подкрепление должно быть своевременным. Мало толку будет, если мы скажем ребенку: «Молодец, ты хорошо вчера себя вел у бабушки». А похвала типа: «Умничка, ты уже почти…» может подкреплять не само желаемое действие, а лишь очередную попытку. Конечно, пытаться что-то делать необходимо, но главное – не останавливаться на этом.
• Необходимо не говорить о положительном подкреплении (стимуле), а применять его. Не говорить: «Вот уберешь свои игрушки, тогда поведу тебя в зоопарк», а сказать: «Ты так быстро убрал все игрушки, что у нас осталось время для похода в зоопарк или прогулки».
• Старайтесь делать акцент на том, что вы хотели бы видеть в вашем ребенке, а не на том, что вам в нем не нравится, хотя, замечаем отрицательное мы всегда легче (так уж мы, люди, устроены). Давайте будем стараться побольше хвалить за хорошее и поменьше ругать за… не очень хорошее.
И в завершении сегодняшнего разговора, хочется вспомнить одну истину: все хорошо в меру. Не нужно «зацикливаться» на каком-либо приеме воспитания, будь то положительное подкрепление (положительный стимул) или любой другой метод, и постоянно думать об этом. Слишком частое применение какого-то метода ведет к тому, что он утрачивает свою истинную силу. А хвалить, одобрять, обнимать, целовать своего ребенка, верить в него, нужно не только в целях воспитания, а еще и потому, что вы его любите, и вам приятно ему дарить свою любовь и нежность.
Возможно, уважаемые читатели, вам будут интересны и другие статьи о воспитании:
ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЙ (Я-СООБЩЕНИЯ)
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА. Рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности
РЕБЕНОК – ЯБЕДА? Как избежать? Советы родителям
Полезная статья и хорошие примеры! Ребенка обязательно надо поддерживать, хвалить, а самое главное любить!
Вы правы, Анна, любовь — это самое главное условие.
Замечательные рекомендации. Малыш только познает мир и только своей мудростью и правильным поведением мы, взрослые, можем научить его понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.