Зачем психолог в детском саду?
Для чего нужен психолог в детском саду?
Какие функции он выполняет?
Как помогает воспитывать и развивать детей (ведь именно этим и занимается дошкольное образовательное учреждение, ДОУ)?
В чем заключается работа психолога в детском саду?
Не так уж и далеко ушли те времена, когда такого специалиста как психолог и вовсе не было в детских учреждениях, и некоторые считают, что и сейчас можно было бы без него обойтись.
Другие же приписывают психологам несвойственные им функции из области медицины: психоневролога, психиатра, психотерапевта или специальной педагогики: дефектолога, логопеда. Психолог же, при возникновении такой необходимости, может лишь порекомендовать обратиться к этим специалистам.
Если психолог и работает с какими-либо проблемами в развитии, все они не выходят за рамки так сказать нормального, здорового (психологически) человека. Поэтому не стоит бояться, обратившись к психологу, получить «клеймо» (для себя или ребенка) какого-то «не такого». Все люди индивидуальны и особенны, и хороший специалист всегда поможет определить эти особенности, разобраться в них и использовать их (учесть) на благо формирования и развития личности, счастливой личности.
Итак, говоря простым языком, психолог ДОУ (дошкольного учреждения) - это специалист, который взаимодействует с детьми и взрослыми (педагогами, родителями, специалистами) с целью создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка.
Что мы подразумеваем, говоря благоприятные условия? Это и непосредственная коррекционно-развивающая работа с ребенком, и благоприятный эмоционально-психологический климат в семье (психолог оказывает содействие созданию необходимого психологического комфорта; возможно, способствуя изменению стиля воспитания и приемов воспитательного воздействия) и детском саду, и организация всей жизнедеятельности ребенка (соответствующий режим, методы, приемы взаимодействия и прочее) с учетом именно его индивидуальных и возрастных особенностей.
Каковы основные направления работы психолога дошкольного учреждения?
• Изучение особенностей развития (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер) детей, для наилучшего содействия их развитию и воспитанию.
• Непосредственное участие в создании благоприятных эмоционально-психологических условий для всех участников учебно-воспитательного процесса и реализации коррекционно-развивающих программ.
• Повышения уровня психологической грамотности, психологической культуры и педагогов, и родителей.
Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ
Диагностическая работа. Некоторые почему-то считают, что это основной вид деятельности детского психолога, состоящий в постоянных тестированиях. Тогда как психодиагностика это только один из видов деятельности психолога, в котором тестирование занимает не такую уж значительную его часть. Гораздо информативнее для психолога ДОУ бывают данные, собранные путем наблюдения, бесед и прочее. Для чего нужна эта функция? Для определения индивидуальных и возрастных особенностей детей, выявления проблем психического развития и причин возможных отклонений, с целью создания наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка (с последующим предоставлением рекомендаций и разработкой коррекционных программ и прочее). Как правило, психодиагностика является частью общей системы диагностики детей ДОУ, в которую входит также педагогическая и медицинская ее составляющие.
Коррекционно-восстановительная и развивающая работа. Этот вид деятельности будет проходить тем успешнее, чем правильнее будут выявлены причины того или иного отклонения, той или иной проблемы, установлен потенциал развития, разработана необходимая коррекционно-развивающая программа (по каждому случаю). Эта функция психолога ДОУ, как правило, наиболее обширная и включает в себя такие формы работы, как индивидуальные занятия с ребенком, групповые занятия (занятия определенных коррекционных групп, подгрупповые и фронтальные развивающие занятия), тренинговые и тематические занятия со взрослыми (педагогами, специалистами, родителями). Этот вид деятельности психолога в детском саду можно также разделить на непосредственное воздействие психолога на ребенка (вышеупомянутые занятия) и косвенное (воздействие через сверстников и взрослых: педагогов, родителей). Хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые читатели, вот на что: считаю, какой бы удачной и талантливо организованной не была коррекционно-восстановительная работа (прямое воздействие психолога), если она не будет поддержана организацией необходимой среды (психологическая атмосфера в семье ребенка и группе детского сада, выполнение рекомендаций психолога и прочее), преобладанием косвенного воздействия над более эпизодическим непосредственным воздействием психолога, то она не даст того возможного и полноценного желаемого результата. Ведь занятия с психологом это все же более кратковременный процесс по сравнению с остальной частью жизнедеятельности ребенка.
Остальные виды деятельности психолога в детском саду постараюсь обозначить более кратко.
Психологическое консультирование. Данный вид деятельности психолога ДОУ направлен на оказание психологической помощи рекомендательного характера (родителям, педагогам, администрации) в процессе коммуникативного взаимодействия преимущественно по поводу проблем ребенка и особенностей его развития.
Психологическое просвещение и профилактика. Задачами данного вида деятельности психолога детского сада являются просвещение педагогов и родителей, повышение их психологической культуры с целью обеспечения их информированности о возрастных и индивидуальных особенностях детей, условиях, необходимых для их наиболее благополучного психического развития. Это направление деятельности психолога носит профилактический (предупреждающий) характер.
Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ. Это и непосредственное участие психолога детского сада в подготовке и проведении различных образовательных и методических мероприятий, помощь в организации наиболее конструктивной и продуктивной системы взаимодействия членов педагогического коллектива и прочее.
В данной статье я постаралась, не вдаваясь в детали и профессиональные тонкости, обозначить всю разносторонность и необходимость деятельности такого специалиста, как психолог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) - психолог в детском саду.
Итак, подведем итог вышесказанному. Основная задача психолога в детском саду, работа психолога в детском саду, заключается в создании наиболее благоприятных условий для охраны психического и физического здоровья детей, эмоционально-психологического комфорта для эффективного воспитания и развития каждого ребенка, его способностей (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей), при соблюдении очень важного принципа «не навреди».
Рекомендуем ознакомиться со следующими статьями:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ (несколько простых, но важных советов родителям)
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ИСТЕРИКА?
ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ РЕБЕНКА. Методика "10 слов"
Нам приходилось обращаться к психологу в детском саду. Результатом остались довольны. Мы, родители, часто оцениваем своё чадо очень субъективно и нередко совершаем ошибки в воспитании. А взгляд со стороны хорошо помогает разглядеть эти ошибки, особенно, если это взгляд профессионала.
Согласна. Это просто здорово: когда обращаешься к специалисту, а он при этом еще и профессионал :).
Спасибо, Андрей, за Ваш отзыв и пример из жизни. Удачи! Пусть Ваши дети побольше Вас радуют (и с субъективной, и с объективной точки зрения)!
Действительно, основная функция психолога в детском саду — это создание наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка.
Благодарю за отзыв-поддержку, Светлана.
Да, а в наше время такого не было, только одна медсестра была и та только уколы делала.
Значит, Михаил, все же есть позитивное и в современных изменениях в образовании. А у нас (знаю уже по работе) медсестра, кроме прививок, еще и витаминки детям раздавала (чтобы она не только с уколами у детей ассоциировалась, но и с чем-то приятным) 🙂
Хорошо если бы был психолог в детском саду, когда там были мои дети. А то сын до сих пор вспоминает, как нянечка его головой об стенку шкафа била.
У меня сложилось впечатление, Светлана, что в том детском саду не только психолога не хватало, но и с педагогами была проблема. Почему-то «воспитанием» ребенка занималась нянечка. Где же был педагог (воспитатель)? Почему она допустила такое?
И еще, хочется сказать, что взрослый, применяющий физическую силу по отношению к ребенку, расписывается в своей моральной, душевной, интеллектуальной слабости, а педагог, еще и в профессиональной… Мне очень обидно за детей…
Поменялось время. Раньше в группе детского сада были лишь нянечка и воспитатель. А из мед.персонала присутствовал врач. Сейчас в детских садиках и психологом, и логопедом уже никого не удивить. Думаю, что это очень хорошо.
Думаю, что психолог в детском саду — очень важный и необходимый член коллектива, его функция является тоже очень значимой, поскольку, психологический комфорт ребенка, его соотношения с другими детьми и взрослыми — первостепенные по значимости. Роль психолога невозможно переоценить. Это как попутный ветер, несущий судно в правильном направлении, профессионал, который вовремя может помочь изменить ситуацию, все это просто необходимо для комфортного и правильного развития детей в дошкольном заведении.
Остается только пожелать, чтобы все детские психологи, да и взрослые тоже, соответствовали Вашему описанию. Спасибо за отзыв, Максим.
Это же замечательно, что в детских садах будут такие специалисты — психологи. Никогда не интересовалась, имеются ли они в тех садах, куда ходят мои младшие внуки.
Не удивительно, сейчас психологи нужны просто каждому человеку и даже ребенку.