Продолжаем разговор на тему «тревожный ребенок» (в прошлой статье мы уже говорили о признаках, причинах и последствиях детской тревожности).
Как же снизить тревожность у ребенка?
Как избежать появления негативных последствий тревожности?
Какие рекомендации, советы можно дать взрослым (родителям, педагогам) по взаимодействию с тревожными детьми?
Советы родителям тревожных детей
(рекомендации педагогам, другим взрослым, взаимодействующим с таким ребенком):
• Следите за тем, дорогие родители, чтобы фон общения с ребенком был доброжелательным, спокойным.
• Будьте тактичны с ребенком, уважительно и терпеливо относитесь к его интересам, особенностям, тому, что его беспокоит, занимает его внимание.
• Обратите внимание на обстановку, которая окружает ребенка дома, в детском саду, школе. Благополучная, позитивная эмоционально обстановка, теплая, доверительная психологическая атмосфера способствует снижению тревожности ребенка, снятию психического напряжения.
• Старайтесь создавать ситуации успеха. Возможность ребенка почувствовать свои успехи в какой-либо деятельности (игровой, музыкальной, изобразительной, трудовой) поможет ему поверить в свои силы, подтолкнет к проявлению инициативы…
• Следующая важная рекомендация для родителей тревожных детей – использование щадящей системы оценивания. Необходимо подчеркивать малейшие успехи ребенка и не акцентировать внимание на неудачах в той области деятельности, которая не особо удается ребенку.
• Еще одна, практически общая, рекомендация для всех родителей: никогда не сравнивайте ребенка ни с кем другим. Можно только сравнить его сегодняшнего с ним вчерашним и отметить его успехи, достижения, старания.
• Помогите вашему ребенку приобрести самостоятельность и независимость от кого бы то ни было. Поощряйте попытки проявления инициативы, самостоятельности. Помогите ему поверить в свои силы и возможности.
• Учите ребенка активно, позитивно взаимодействовать с окружающими, не бояться проявлять инициативу в общении. Покажите на своем примере, как можно с пользой (обмениваясь положительными эмоциями, полезной информацией) обратиться и к совсем посторонним людям (продуктивный и позитивный диалог в магазине, транспорте, на улице). Вы можете давать ребенку доступные для его возраста поручения, требующие контакта с другими людьми: передать деньги продавцу, кондуктору, сказать спасибо при получении товара, спросить цену и так далее. Конечно, сначала в таких ситуациях нужно всегда быть рядом с ребенком, чтобы он чувствовал вашу поддержку и веру в него.
Таковы общие, вполне доступные и не сложные рекомендации родителям тревожных детей.
• Ну и еще одна, на мой взгляд, очень важная рекомендация. Сделайте все возможное, дорогие родители, чтобы ваши дети не «заразились» от вас образцом тревожного поведения, если вдруг это качество – тревожность - свойственно и вашей личности.
Какая же коррекционная работа с тревожными детьми должна проводиться?
По каким направлениям?
Какие методы и приемы можно использовать при работе с тревожными детьми?
Как снизить детскую тревожность?
• Необходимо работать над повышением у ребенка уверенности в себе и своих силах, способствовать развитию устойчивого положительного самовосприятия.
Возможные методы и приемы: игровая терапия, сюжетно-ролевые и подвижные игры, коллективная деятельность: трудовая, творческая (постановка спектаклей, организация праздников).
• Обязательно нужно проводить коррекционную работу со страхами ребенка.
Возможные методы и приемы: игровая терапия, обыгрывание различных жизненных ситуаций, которые могут быть для ребенка проблемными, сказкотерапия, арт-терапия.
• Развивать эмоционально-волевую сферу тревожного малыша: упражнять его в умении адекватно выражать эмоции, содействовать развитию навыков самоконтроля.
Возможные методы и приемы: психогимнастика, психологические этюды, танцевальная терапия, игровая терапия.
• Формировать способность к доверительному взаимоотношению с окружающими, навыки благополучного взаимодействия с другими людьми, умение успешно работать в коллективе.
Возможные методы и приемы: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, коллективное творчество.
• Работать над снятием телесного напряжения.
Возможные методы и приемы: упражнения и игры на релаксацию, телесно-ориентированные игры и упражнения, музыкальная и танцевальная терапия.
Надеюсь, что приведенные мной рекомендации родителям тревожных детей, окажутся полезными, а коррекционная работа с тревожными детьми станет желательной и возможной в любом хорошем детском учреждении.
Рекомендую ознакомиться и с некоторой другой полезной для заботливых и любящих родителей информацией:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ОЧЕНЬ ОБИДЧИВ?
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА
КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН НЕ ВЫРОС ЭГОИСТОМ?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ?
КАК ВОСПИТЫВАТЬ, НЕ НАКАЗЫВАЯ (ОБЪЯСНЕНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ)
Главная 3адача — повышение самооценки формирование уверенности в себе! Когда дошкольнику 3адают вопрос: «Умеешь ли ты управлять самолетом?», — нормальный ответ: «да, только я еще не пробовал!» Конечно, немного смешно, но это реакция уверенного в себе ребенка. Спасибо! Тема актуальна для многих!
Отличный пример! 🙂 Спасибо, Ольга.
Все-таки, от нас взрослых во многом зависит, сумеют ли наши дети (тревожные и нет) поверить в себя, свои силы…
как же сложно воспитывать тревожных детей, это настоящий труд. Не каждый способен все эти рекомендации выполнить.
Какой бы ребенок не был, его воспитание — это , безусловно, большой труд. Но при желании и любви к ребенку, это еще и приятный, интересный, любимый, делающий тебя счастливым труд ))) !
Иногда, чтобы убрать тревожность ребенка, надо переучить родителей общению со своим чадом.Крики, повышенные требования или, наоборот, безразличие — заставят тревожиться кого бы то ни было…
Это правда, ведь дети — наше зеркальное отражение: иногда перевернутое, иногда преувеличенное, иногда искаженное, иногда даже улучшенное, но, все же — отражение…
Наталья, спасибо большое за рекомендации! Я у своего сына сейчас наблюдаю кое-какую тревожность. Постараюсь рекомендации выполнять (хотя есть еще и муж, который имеет свое представление о воспитании, на мой взгляд не совсем нормальное).
А тревожность она реально мешает жить нормально, сама из числа таких же тревожных детей.
Вот как раз в несогласованности методов воспитания, системы требований к ребенку и кроется одна из причин повышенной тревожности ребенка…
Вы, Елена, из числа тех, кто, не смотря на тревожность, преодолевая ее, находят свою творческую реализацию. Успехов Вам в творчестве! Интересно, что уже несколько талантливых блоггеров, вызывающих чувство уважения, упомянули о своей детской тревожности.
Наталья, спасибо за пожелания! Мне кажется, нам, тревожным, как раз такая нестандартная деятельность очень помогает побороть свои внутренние переживания.
А с системой требований к детям Вы правы, как раз и несостыковка у нас с мужем. Надо бы его все-таки заставить прочитать парочку полезных книг по воспитанию детей…
Да-а, трудно «заставить» взрослого человека критически посмотреть на систему своих устоявшихся взглядов, убеждений…
Спасибо за столь профессиональные советы для родителей по воспитанию и работе с тревожными детьми. Думаю, что очень важно реагировать вовремя и оказать поддержку своему ребенку. Он в первую очередь нуждается в надежном оплоте со стороны своих родителей. Только что возникшее чувство тревоги легче удалить и перебороть. Главное не запустить и не дать ему развиваться, что в последствии перерастает в чувство страха и портит жизнь.
Вы правы, Максим. Наша поддержка детям очень нужна. И то, что беспокоит ребенка, не стоит оставлять без внимания, даже если это в глазах родителей выглядит «сущим пустяком».
Думаю, что есть ситуации когда и взрослые пребывают в тревожном состоянии. Когда им также, как и детям нужна поддержка со стороны близких людей. Как хорошо, что во время ощущаешь руку, которая тебе поможет подняться если ты упал, руку которая не даст упасть — если ты плохо себя чувствуешь, просто поддержку в любой трудной ситуации. Тем более это применимо к детям, они еще больше нуждаются в нас.
Это верно, поддержка и любовь близких нужны и детям, и взрослым.