Готовность ребенка к обучению в школе…
О чем стоит не забывать родителям, готовя своих детей к школе?
На что обратить особое внимание при подготовке ребенка к школьному обучению?
Как помочь малышу благополучно адаптироваться к новой роли школьника?
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта РАСТИ ВМЕСТЕ! Сегодня предлагаю вам познакомиться со статьей Валентины Стоматовой о том, какую важною роль для успеха и благополучия будущего первоклассника играет готовность ребенка к обучению в школе, о составляющих готовности ребенка к школе и о том, на что особенно стоит обратить внимание родителям при подготовке своих детей к школьному обучению.
Но сначала несколько слов об авторе. Валентина Стоматова – прекрасная мама, любящая бабушка, опытный педагог и просто светлый и добрый человек. Я уверена, что ее профессиональный и жизненный опыт окажется полезным для молодых педагогов и родителей, сознательно и ответственно относящихся к процессу воспитания.
НОВЫЙ ПЕРИОД ДЕТСТВА
Автор: Валентина Стоматова
Начало обучения в школе – новый этап детства ребёнка. Каждому из них предстоит научиться жить в новом коллективе. Малыши часто испытывают внутренний дискомфорт, незащищённость в новой обстановке, страх за свою успеваемость и возможные неудачи. Поэтому всегда, и особенно в первые дни пребывания ребёнка в школе, поддерживайте его и помогайте ему. Младшие школьники нуждаются в поощрении и одобрении взрослых.
От психологической готовности дошкольника к обучению в школе зависит не только результативность учебной деятельности, но и их интеллектуальное развитие, общение с одноклассниками, восприятие окружающего мира. Встречаются ученики, которые с самого начала обучения попадают в проблемные ситуации. Основной причиной их неуспеха является то, что они психологически не готовы к смене игровой деятельности на учебную. При определении уровня готовности к обучению в школе выделяют степень развития таких познавательных процессов, как память, восприятие, мышление, внимание, воображение, речь.
Если раньше для школы главным было научить детей читать, считать и грамотно писать, то сегодня чрезвычайно важным является формирование умения воспринимать и усваивать знания, научиться их добывать самому и передавать. Важно умение строить межличностные отношения в коллективе. Тут, конечно, сыграют свою роль навыки поведения в общественных местах, семейная культура, сведения об окружающем мире. На адаптации дошкольников к школьной деятельности сказывается состояние физического здоровья, его работоспособность, эмоциональное состояние.
Родители могут и должны развивать не только умственные способности ребёнка, но и его творческие способности. По мнению психологов, творческие способности заложены в каждом ребёнке. Но проявляются они только в деятельности. Для дошкольника это, прежде всего игра, лепка, конструирование, рисование. В игре развивается речь ребёнка. Читайте вместе детские книжки, обсуждайте поступки героев. Это несёт воспитательную направленность, способствует обогащению словаря, вырабатывает усидчивость. Занятие рисованием и лепкой развивает мелкую моторику пальцев. Приучайте дошкольников к соблюдению личной гигиены. У детей должны быть посильные трудовые обязанности. Радуйтесь каждому маленькому успеху.
Социальная позиция школьника предполагает и развитие у него ответственности, послушания, привитие уверенности в своих силах и возможностях. Реальные умственные и творческие способности человека зависят не только от задатков, но и от среды, в которой он растёт, от образования, которое он получает и от его собственных усилий, от стремления к саморазвитию. Благоприятная обстановка, дружелюбные и тёплые отношения помогут детям безболезненно адаптироваться в школе. Для нормального развития личности ребёнка необходимы понимание, приятие его, поддержка и любовь близких.
Предлагаю также ознакомиться со статьями:
В ШКОЛУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ (ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ
ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ РЕБЕНКА. Методика "10 слов"
КАК ОЦЕНИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ? (онлайн тест для родителей)
Когда ребенок не готов к школе психологически, ему бывает очень трудно адаптироваться! Это влияет буквально на все! Родителям стоит очень хорошо подумать, проконсультироваться со специалистами прежде, чем начать школьную жизнь малыша!
Согласна с Вами, Ольга. Психологическая готовность к школе — большая и важная составляющая общей готовности ребенка к школьному обучению.
У меня младший сын в первый класс ходит. Очень тяжело нам приходится. Как-то без оптимизма у него все.
Кстати говоря, отсутствие мотивационной готовности, психологической, физической или любой другой составляющей общей готовности к школьному обучению может очень осложнить период адаптации к школьной жизни.
Первый год в школе — очень сложный период для ребенка, у меня уже трое внуков ходят в школу, сейчас готовим четвертого ребенка к ней — осенью пойдет Даша в первый класс.
Да-а, такой опытной и богатой бабушке стоит поверить 🙂
Успехов в учебе Вашим внукам, Людмила!
Думаю, что очень важно научить ребенка вниманию и сосредоточенности, заинтересованности в новых знаниях. Для этого важно заниматься дома, читая новые сказки, играя в новые логические игры.
Да, Елена, «интерес» — это, практически, «двигатель познания» для ребенка.
Мой малыш родился 31 августа.В этом году нам исполнится 6 лет. Заведующая садиком сказала, что в школу он обязан идти, потому что на 1 сентября ему уже будет 6 лет. Однако я вижу, что мой сын абсолютно не готов стать школьником, а потому я хочет заведующая или нет, но мы останемся в саду еще на один год!
Интересная у вас ситуация: родись буквально на 1 день позже — все обязательства по уходу в школу были бы сняты…
Жаль, что такой важный АРГУМЕНТ как «готовность к школьному обучению» (физиологическая, психологическая, интеллектуальная и пр.) в данном случае НЕ АРГУМЕНТ.
Странно, по закону ребенок должен пойти в школу не позднее 8 лет, остальное на усмотрение родителей. Моему сыну в начале сентября будет 6 лет 9 месяцев и нам говорят, что может стоит подождать еще год. А вас в 6 так настойчиво в школу отправляют.
Перед выпуском дошкольники проходят в детском саду медико-педагогическую комиссию. Тестирование на готовность ребёнка к обучению в школе. Конечно, родители лучше знают своего ребёнка. Поговорите с зав. Д.сада. Она поймёт и пойдёт навстречу вашей просьбе.
Прежде чем отправлять малыша в школу, следует оценить его психологическую, физическую и умственную готовность. Если ребенок не «готов», то стоит дать ему еще годик окрепнуть и подрасти. Все дети разные и причесывание под одну гребенку ни к чему хорошему не приводит. Родители должны это понимать и сами определять готовность малыша к школе. И, конечно же, всячески стараться развивать способности ребенка.
Совершено с Вами согласна, Елена.
А если родитель самостоятельно не может определить готовность ребенка к обучению в школе, всегда можно посоветоваться со специалистами, которым он доверяет (педагоги, психологи).
Я думаю, что любому ребенку начало обучения в школе будет некоторым стрессом. Перед началом обучения обязательно надо психологически подготовить его к этому.
Это правда, ведь ребенку предстоит поменять и основной вид деятельности, и коллектив, и социальную роль.
Я считаю, что очень важно водить ребенка в школу в подготовительный класс, тогда ребенок постепенно привыкает и к школьным стенам, и к обучающему процессу. В этом случае первый класс уже не будет проблемным
Спасибо за Ваше мнение, Ирина.
Неготовность ребенка к школе может вылиться в серьёзные проблемы, связанные с успеваемостью, с адаптацией в новом коллективе. Нужно быть предельно внимательным к ребенку. Если он не готов — лучше не торопиться!
Вы совершенно правы, Светлана! Спасибо за Ваш отзыв.
Ох, все очень интересно. Я сейчас решаю аналогичную задачу с садом. И при выборе сада задумываюсь в какую школу и как потом пойдет ребенок. Проще попасть в ту школу, к которой отнесен сад. Но предусмотреть все на 5 лет вперед наверное невозможно. Вот и извелась уже вся 🙁 И вокруг всех извела 🙂
Школа школой, но не менее важна личность самого учителя, воспитателя (то есть имидж учебного заведения это еще не все).
Добрый день, Наталья. Сегодня это очень актуально и важно. В театр мы уже ходим на актёра. И в школу последние годы мы тоже отдаём ребёнка к Учителю. К Учителю, который является личностью и всегда сможет установить контакт с детьми. Сможет подобрать нужный ключик к его внутреннему миру. А это так важно, для становления личности ребёнка. Спасибо, Наталья, за ваш труд.
Благодарю Вас, Валентина, за интересное дополнение и добрый отзыв!
Нам со старшим внуком еще 2-3 годика ждать школы. Пока что можем расслабиться. Только в прошлом году он у нас пошел в детский сад.
Готовность ребенка к школе — очень важный момент на который стоит обращать внимание родителям и педагогам. От этого зависит общее состояние ребенка, потому как период адаптации к новым условиям достаточно трудный, особенно у не приспособленных и не подготовленных детей. «Готовь сани летом…», готовь ребенка с садика к школе. Думаю, что в статье, Валентина, очень ясно расставила все по полочкам. Остается просто взять во внимание и во время воспользоваться данными советами.
Мне очень приятно, Максим, что Вы по достоинству оценили советы Валентины Стоматовой, прекрасного, опытного педагога и очень светлого человека.
Старший сын пошел в школу в 7 лет, а младший — в 6. Если со старшим не было проблем с адаптацией, да и уроками тоже, то с младшим все было наоборот.
Когда-то учились в школе 10 лет. Шли в первый класс не умея ни писать, ни читать. Теперь же даже репетиторов родители вынуждены нанимать для будущего первоклашки, естественно, если финансы позволяют. А если нет, то родители берут на себя функции подготовки. Навыков у родителей нет, в результате у многих детишек уже до школы неправильным домашним «обучением» отбивают желание идти в школу.
Ох, могу только посочувствовать и детям, и их родителям.
Благодарю Вас, Елена, что поделились с нами своими жизненными наблюдениями.