ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА. Методика «Самое непохожее»

диагностика мышления ребенка, методика самое непохожее, методика самое непохожее венгер, самое непохожее венгер, методика венгер, диагностика мышления венгер

Данная диагностическая методика относится к нестандартным методикам и применяется для обследования детей в возрасте пяти-семи лет.

Направлена методика «Самое непохожее», автором которой является Л. А. Венгер, на диагностику мышления ребенка.

Какие же особенности мышления можно выявить благодаря методике «Самое непохожее»?

С помощью данной диагностической методики можно определить уровень овладения такими мыслительными операциями: анализ, сравнение, а также обобщения признаков.

Необходимый материал для проведения обследования

Набор геометрических фигур (смотрите первую картинку с фигурками), которые отличаются  тремя признаками: размер, цвет, форма. Количество фигур – 8. Из них 4 круга и 4 квадрата. Из четырех кругов 2 маленьких и 2 больших. Из двух больших кругов один красный, а другой синий. Из двух маленьких кругов, также, один красный, а другой синий. Аналогично обстоит дело с квадратами.

диагностика мышления ребенка, методика самое непохожее, методика самое непохожее венгер, самое непохожее венгер, методика венгер, диагностика мышления венгер

Порядок проведения диагностической методики «Самое непохожее»

Взрослый раскладывает перед ребенком все вышеназванные фигуры в произвольном порядке (смотрите второй рисунок с фигурами), можно их все положить и в один ряд.

диагностика мышления ребенка, методика самое непохожее, методика самое непохожее венгер, самое непохожее венгер, методика венгер, диагностика мышления венгер
Далее взрослый предлагает ребенку рассмотреть фигуры, лежащие перед ним.  Он обращает внимание ребенка на то, что все эти фигуры разные, и просит рассказать, чем они отличаются друг от друга.

Необходимо проследить, чтобы были названы все отличительные признаки фигур: цвет, форма, размер. Ребенок может назвать их более доступным для себя способом. Например: одни большие фигурки, а другие маленькие; эти круглые, а эти квадратные; одни красного цвета, а другие синего.

Можно помочь ребенку наводящими вопросами. Например, взрослый берет два круга одного цвета (две фигуры, отличающиеся по одному признаку) и спрашивает у ребенка, чем они отличаются (размером: один большой, а другой маленький).  Подобным образом отмечаются и другие отличительные признаки.

Потом делается обобщающий вывод о том, что здесь есть фигуры красные и синие, круглые и квадратные, маленькие и большие.

После этого взрослый одну из фигур (в данном случае не имеет значения, какую именно) достает из общего ряда и кладет перед ребенком. При этом ребенку дается задание – найти самую непохожую на эту фигуру среди всех остальных. Также уточняется, что здесь есть только одна самая непохожая фигура.

Выбранную ребенком фигуру взрослый кладет рядом с исходной и  спрашивает его о том, почему он выбрал именно эту фигуру, почему именно она, по его мнению, самая непохожая. Ответы ребенка фиксируются.

Задание повторяется не менее 2-3 раз, то есть ребенок находит самую непохожую фигуру для 2-3 образцов.

Оценка результатов проводимого обследования

Высокий уровень выполнения задания. Ребенок при выборе самой непохожей фигуры в подавляющем большинстве случаев ориентировался на все три признака и называл один или два.

Средний уровень выполнения задания. Ребенок в большинстве случаев делал выбор самой непохожей фигуры по двум признакам и называл один.

Низкий уровень выполнения задания. Ребенок ориентировался в основном на один признак, не называя его.

ВАЖНО:

Не перестаю повторять, уважаемые взрослые, никогда не делайте поспешных выводов. Помните, чем больше различных методик будет использовано, тем объективнее будет конечный результат. И еще, не забывайте о позитивном настрое и уважительном отношении к каждому ребенку.

Для проведения исследования памяти ребенка рекомендую диагностическую методику "Десять слов",  для исследования восприятия - методику "Пирамидка", а для выявления самооценки ребенка-дошкольника - методику "Лесенка"

 

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА. Методика «Самое непохожее»: 4 комментария

  1. Интересный тест, с помощью простых фигур сколько всего можно определить!

    1. Это точно. Иногда действительно достаточно простого набора фигур, чтобы определенное диагностическое исследование провести или развивающую игру организовать.

  2. Интересная диагностическая методика для оценки состояния мышления ребенка — найти самое непохожее среди геометрических фигур. Думаю, таким образом оценивается насколько ребенок может сконцентрировать свое внимание, определить схожие и отличительные черты фигурок. Это достаточно интересный процесс как с диагностической стороны, так и в роли развивающей игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *