ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЙ (Я-СООБЩЕНИЯ)

я сообщения, я сообщение, ты сообщение, ты сообщения, я сообщение ты сообщение, я сообщение ты сообщение в чем разница

Я - сообщение, ТЫ - сообщение.
В чем разница?

Многим родителям, наверняка, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда ребенок нарушает совместную договоренность, делает что-то, что  заставляет родителя очень переживать, сердиться, негодовать, возмущаться.

Как же поступают родители в таких ситуациях в большинстве случаев?
А как еще можно реагировать на такое поведение?
Как «достучаться» до своего ребенка?

В подобных случаях психологи советуют обратить внимание на такой прием общения, как «Я - сообщение».  

Что же это за способ общения? Какая от него польза? Давайте, уважаемые читатели, и разберемся во всех этих вопросах.

я сообщения, я сообщение, ты сообщение, ты сообщения, я сообщение ты сообщение

Ты - сообщение

Начнем с примера.
Ребенок подросткового возраста возвращается домой в двенадцать ночи вместо оговоренных девяти часов вечера. Естественно родители за эти три часа успели испытать массу отрицательных эмоций: и испугаться (вдруг что-то случилось), и возмутиться (как так можно, мы же договорились), и рассердиться (совсем родителей не уважает)… И вот ребенок, наконец, приходит домой. Как его обычно при этом встречают родители? Скорее всего, это будут возмущения, обвинения, высказанные повышенным  тоном: «У тебя совесть есть? Во сколько ты обещал прийти? Ты совсем нас ни во что не ставишь!»

Для таких и подобных им высказываний психологи придумали название «Ты - сообщения». Из самого названия и приведенного примера понятно, что в таких высказываниях используется местоимение «ты» и его производные (тебя, тебе, твой).

я сообщения, я сообщение, ты сообщение, ты сообщения, я сообщение ты сообщение

Я - сообщение

А если бы мы использовали «Я - сообщения», как бы могли выглядеть наши высказывания? Возможно, мама сказала бы следующее: «Я так расстроена. Я очень за тебя переживала, всех обзвонила, не знала, что мне делать, куда бежать…»  Как мы видим, в данном случае используется местоимение «я» (мне, меня, моя).

Что нам дает такая форма высказывания? Как «Я - сообщения» помогают найти общий язык со своим ребенком? В чем их преимущество перед «Ты - сообщениями»?

• «Я - сообщения» дают нам возможность выразить свои чувства, переживания. Как известно, сдерживать свои эмоции, «проглатывать» обиду – вредно, и для отношений, и для самого человека, который эти эмоции испытывает.

 Выраженные в такой форме негативные эмоции не обижают другого человека, не заставляют его защищаться, а защищаясь, нападать и обвинять в ответ («на себя посмотрите», «а вы тоже…», «отстаньте от меня», «вы просто ничего не понимаете»).

 Сообщая о своих переживаниях, чувствах, мы даем возможность детям увидеть в нас не просто строгих, авторитетных, непреклонных воспитателей, а еще и  искренних людей, способных на сильные чувства, доверяющих своим детям.

 Видя нашу искренность и доверие к ним, наши дети, скорее всего, будут склонны ответить нам тем же.

 Кроме того, мы, не ставя никаких штампов, говоря «ты – бессовестный», «ты нас  не уважаешь» и прочее (а ведь ребенок рано или поздно может согласиться с такими утверждениями), даем возможность детям сделать свои необходимые выводы, сделать свой выбор. Например, «я обязательно приду домой вовремя, чтобы не огорчать маму», «мама мне доверяет, я не могу …».

И напоследок, хочу обратить ваше внимание, уважаемые взрослые, на следующие моменты:

• Для того, чтобы принести положительный и значительный воспитательный результат, использование «Я - сообщений» должно перерасти в привычную форму общения.

 Старайтесь быть максимально искренними в выражении своих чувств.

 Обратите внимание на следующую возможную ошибку. Иногда родители начинают свое высказывание с «Я - сообщения», а заканчивают его, все-таки, «Ты - сообщением»: «Я очень огорчена, ты опять не сдержал свое слово». Избежать подобных ошибок, не использовать обвинительных фраз вполне возможно. Например, можно сказать: «Я очень огорчаюсь, когда не держат своего слова».

 Конечно же, применение только данного приема, приема «Я - сообщение», в общении не предотвратит абсолютно всех возможных сложных моментов в воспитании, не решит всех проблем. Но, в совокупности с другими методами и приемами (пример родителей, объяснение и естественные последствия, положительный стимул), очень поможет вам наладить благополучные взаимоотношения с вашим ребенком, поможет воспитывать и развивать его, не прибегая к наказаниям.

Возможно, вам будут интересны и другие статьи о воспитании:

ОЦЕНКА (ПОСТУПКА) В ПОМОЩЬ ВОСПИТАНИЮ

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН НЕ ВЫРОС ЭГОИСТОМ?

РЕБЕНОК – ЯБЕДА? Как избежать? Советы родителям

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА. Рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ НЕПРАВДУ, ЛЖЕТ?

 

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЙ (Я-СООБЩЕНИЯ): 18 комментариев

  1. Отличная статья! Я такой прием знаю (он не только к детям относится — для супружества тоже очень актуально 🙂 ) — и Вы его разъяснили понятно и доступно. Спасибо!

  2. Да, этот прием действует везде. Людям не обидно и хочется дальше иметь с тобой дело. Только надо ввести это в привычку.

    1. Здорово, когда советы психологов подкрепляются примерами из собственной жизни (проверены на личном опыте). Спасибо, Лана.

  3. Очень мне понравилась статья. Мне кажется такое Я- сообщение нужно вообще взять на вооружение в общении не только с детьми. Вот только когда мы на нервах, почему-то все из головы вылетает. нужно прежде всего себя воспитывать. Спасибо, Наталья!

    1. Благодарю Вас, Ирина, за Ваш отзыв.
      Да, эмоции нам иногда мешают поступать в соответствии со здравым смыслом, но они же и помогают нам понять свое отношение и отношение окружающих к чему бы то ни было. Просто действительно нужно никогда не переставать работать над собой.

  4. Наталья, статья просто очень «по сути» и очень понятно написана. И на самом деле надо проникаться такой позицией и упражняться, чтобы это стало нормой (по крайней мере, это мой выбор). Потихоньку увеличиваем личную эффективность)). И оборотной стороной такой работы будет освобождение других от своего давления. Ссылочку возьму в мою группу, в окошечко на сайте, ладно?

    1. Спасибо, Светлана, за взгляд в самую глубину.
      За высокую оценку в форме ссылки — отдельное спасибо. У меня лично такая добрая инициатива вызывает желание отплатить тем же.

  5. Замечательная статья! С подростками вообще сложно разговаривать — может так замкнуться в себе, что никак не сможешь найти к нему подход. Да и отрицательные эмоции свои надо стараться контролировать.

    1. Безусловно, Татьяна, свои эмоции необходимо контролировать, но свое отношение и переживания скрывать не стоит. Очень рада, что статья Вам понравилась.

  6. Эта Ваша статья особенно соответствует концепции блога: расти вместе с нашими детьми. Ведь чтобы научиться говорить искренне ребенку Я-сообщения, нужен основательный анализ — исследование самого себя, своих чувств, эмоций. мыслей, побуждений… А это всегда дает пищу к размышлению и работе над собой. Использовать сложные ситуации (а они — неизбежны) с пользой для своего роста и одновременно воспитания ребенка не методом внушения, а путем сопереживания — отличный вариант и для воспитания, и для укрепления внутреннего, духовного контакта со своим чадом. Спасибо за отличную статью. Удачи Вам.

    1. Необыкновенно приятно получать такие искренние и глубокие отзывы. Ничего даже не хочется добавлять к Вашим словам, Владимир. Подобные мысли — прекрасное дополнение к моим размышлениям в статье. Спасибо.

  7. Я вообще против наказания детей, с детьми нужно разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать и как можно чаще. С самого маленького возраста нужно разговаривать с ребенком, тогда и в подрастковом возрасте будет намного проще достучаться до повзрослевшего ребенка.
    Никогда не забуду такой случай. Жили мы в Израиле, гуляли с моей 6-летней дочей на улице. И что-то она закапризничала, и я прикрикнула на нее. Совершенно посторонняя прохожая женщина- израильтянка сделала мне серьезное замечание — зачем я кричу на ребенка, нельзя кричать на ребенка и т.д. Мне было так стыдно, что оказывается не умею общаться мирно с собственным ребенком. Пришлось научиться, без криков и наказаний воспитывать дочь.

    1. Спасибо большое, Татьяна, за Ваше мнение. Конечно, с детьми нужно разговаривать, разговаривать искренне, доверительно и на равных.

  8. Наташенька! Наталья! Искреннее спасибо за ваш труд. Благополучия вашей семье.

    1. Как приятно получить такую высокую оценку труда, оценку, данную от всей души! Спасибо!
      Всего Вам доброго!
      Верю, что все хорошее, светлое, идущее от человека, возвращается… и не хорошее тоже…

  9. Конечно, все мы хотим чтобы с нами считались, нас понимали, это относится как к родителям, так и детям. Используя, достаточно простой способ воспитания, когда заменяешь слово «Ты», на «я» — результат будет совершенно иной, конечно иногда трудно переключить свои эмоции, справиться с этим, но стоит попробовать. Спасибо, как всегда, очень полезная информация, для любящих родителей.

    1. Вы правы, Максим, «для любящих родителей». Именно такие родители постараются найти правильный выход из любой, даже очень непростой ситуации во взаимоотношениях с ребенком. А такие ситуации могут возникнуть в любой семье.

Добавить комментарий для Светлана Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *