ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

подготовка детей к обучению письму, подготовка ребенка к обучению письму, подготовка к обучению письму, обучение письму, как подготовить ребенка к письму

Нужно ли до школы готовить ребенка к обучению письму?
Как подготовить малыша к обучению письму? На что обратить внимание?
Какие советы по подготовке детей к письму можно дать взрослым (родителям)?

Наряду со слушанием и говорением, письмо является одним из видов речевой деятельности.

Обучение письму является важным этапом в развитии ребенка.

Как  подготовить ребенка к письму? В чем заключается подготовка детей к обучению письму? 

Между всеми видами речевой деятельности существует тесная взаимосвязь, и это понятно. Понаблюдайте за пишущим ребенком: малыш диктует (произносит вслух) себе то, что собирается написать. Недостатки развития устной речи отражаются на письменной, и наоборот.

Всем известно, что уровень развития мелкой моторики пальцев рук, в том числе и умение владеть ручкой, отражается на развитии устной речи. А некоторые недостатки звукопроизношения могут негативно отразиться на грамотности письменной речи. Например, ребенок не выговаривает звук – при написании слов пропускает букву или заменяет другой.

Таким образом, и развитие мелкой моторики рук, и развитие устной речи можно назвать важными составляющими этапа подготовки ребенка к письму. А значит, к вопросу подготовки ребенка к обучению письму нужно подходить комплексно.

Какие советы можно дать взрослым (родителям)? На что обратить внимание при подготовке ребенка к письму?

 Формирование мелкой моторики пальцев рук происходит постепенно, начиная с самого рождения, и каждый период этого развития по-своему важен.

Обучая ребенка взаимодействию с погремушкой, проговаривая с ним потешки, детские стишки, сопровождающиеся движениями рук («Сорока-ворона», Пальчик-мальчик»), строя с ним домик из кубиков, выкладывая рисунок из мелких частей, занимаясь с ним аппликацией, лепкой, конструированием или рисованием, взрослые, в том числе, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, а значит, помогают ребенку подготовиться к письму, развивают его речевую деятельность.

• На момент поступления в школу процесс окостенения пальцев рук ребенка еще не завершен, мелкая мускулатура пальцев недостаточно окрепла, координация движений еще несовершенна, что вызывает дрожание кистей рук, излишнее напряжение, неуверенность в движениях, быструю утомляемость малыша при занятии письмом.

• Дети 6 летнего возраста способны успешно овладеть навыком чтения, но медленное и трудное формирование навыка письма задерживает овладение ребенком грамотой.

подготовка детей к обучению письму, подготовка ребенка к обучению письму, подготовка к обучению письму, обучение письму, как подготовить ребенка к письму
 Неподготовленный к овладению навыком письма ребенок может  столкнуться с особыми сложностями в школе именно при обучении его   письму, что может вызвать особое негативное отношение именно к этому виду деятельности.

• Целенаправленная работа по подготовке ребенка к обучению письму поможет существенно снизить психическую и физическую нагрузку на ребенка в школе.

 Использование игровых моментов может превратить монотонное и неинтересное задание в увлекательное занятие.

 Подготовку ребенка (детей) к обучению письму необходимо проводить сразу в нескольких направлениях: развитие   мелкой моторики рук, координации движений, обучение ориентированию на листе бумаги, развитие пространственных представлений, формирование элементарных графических навыков.

 Успешное формирование навыков письма не возможно без комплексного подхода к развитию речи (одновременное развитие письменной и устной речи).

• Объединение в одном упражнении заданий с различными видами речевой деятельности, использование игрового компонента может быть прекрасным стимулом для формирования положительной мотивации к выполняемой работе. Одно дело, когда малышу нужно написать строчку кружочков, и совсем другое, когда нужно помочь Золушке собраться на бал, а для этого – собрать украшение из бусин (нарисовать бусы из кружочков)

 Практически все занятия и упражнения с детьми дошкольного возраста проводятся в игровой форме.

Виды деятельности, способствующие развитию умений и навыков, необходимых для подготовки детей к обучению письму:

 Массаж кистей рук

 Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

 Лепка

• Раскрашивание и рисование различным способом (красками (кистью, губкой, пальчиками), ручкой, карандашами, мелками и др.)

 Конструирование

 Оригами

 Плетение и завязывание (косичек, веревочек)

• Мозаика и другие игры на взаимодействие с мелкими предметами (нанизывание бусин, застегивание пуговиц, выкладывание узора из камешков или сортировка семян, крупы и др.)

 Аппликация

 Изготовление поделок из различных материалов

• Графические игры и задания (штриховка, обводка,  дорисовывание, соединение по точкам, рисование (написание) элементов по образцу)

• Занятия на развитие общих двигательных навыков (физкультура, ритмика, танцы)

• Игры и задания на развитие восприятия, внимания, умения ориентироваться в пространстве (в том числе на плоскости, на листе)

• Игры и задания, способствующие развитию устной речи ребенка

подготовка детей к обучению письму, подготовка ребенка к обучению письму, подготовка к обучению письму, обучение письму, как подготовить ребенка к письму

Подведем итоги разговору о подготовке детей к обучению письму.

Как мы уже говорили, обучение письму является важным этапом в развитии ребенка.

Письмо – довольно сложное умение, которое требует слаженной работы многих мышц  руки, правильной координации движений тела, достаточного развития восприятия, внимания, усидчивости, глазомера, умения ориентироваться на листе, развития устной речи.

Овладение письмом - довольно трудоемкий и длительный процесс.

Подготовка к обучению письму - один из самых важных  этапов подготовки ребенка к обучению в школе.

Для того чтобы уменьшить затраты физических и психических сил детского организма, снизить нагрузку на ребенка и необходимо провести предварительную работу по подготовке к обучению письму.

Успешность этой работы зависит и от ее систематичности,  и от заинтересованности ребенка (его интереса, желания), и от комплексного подхода к ее организации.

И все-таки, подходя со всей ответственностью к организации работы по подготовке ребенка к обучению письму, не стоит забывать об очень важном: все занятия, задания, игры должны приносить ребенку радость и «удовольствие от достигнутого». Постарайтесь, чтобы малышу было интересно, и ни в коем случае не допускайте переутомления.

Рекомендуем ознакомиться со статьями:

В ШКОЛУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ (ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

ЗАДАЧИ-ШУТКИ ИЛИ ЗАДАЧИ С ПОДВОХОМ, ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА "В ШКОЛУ"

КАК ОЦЕНИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ? (онлайн тест для родителей) 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ НЕПРАВДУ, ЛЖЕТ?

 

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ: 12 комментариев

  1. Пусть радость и счастье приходят в Ваш дом,
    Пусть празднично будет за Вашим столом.
    Пусть солнце приходит в окно со двора
    И солнечным зайчиком будит с утра.
    Пускай пахнет хлебом просторный Ваш дом,
    Пусть полная чаша всегда будет в нём.
    Пускай будет в сборе вся Ваша семья,
    Пускай соберутся все Ваши друзья.
    И здравия чашу поднимут за Вас,
    Чтоб гостеприимства дух не угас.
    Пусть будут раскрыты и дверь, и сердца.
    Атланты Любви пусть стоят у крыльца.
    Здоровья Вам, Счастья на Тысячу лет !
    Забыть навсегда сотни разных диет.
    Гуляйте, ходите и кушайте вкусно.
    Пусть снимет усталость с лица лист капустный!!!
    Читайте ! Любите ! Танцуйте ! Короче…
    Пусть сбудется всё, что мечты Вам пророчат !!!

    1. Спасибо, Елена! «Пусть радость и счастье» приходят в наши дома и в праздники, и в будни! )))

  2. Действительно, дошкольника проще научить читать, чем писать, а для письма надо обязательно готовить руку.

  3. Правильно, мое мнение, что лучше учить детей до школы, потому, что запоминание у таких детей просто превосходное, особенно если есть желание у ребенка развиваться.

  4. Обучение письму является важным этапом в развитии ребенка, Вы правы. И нужно это сделать грамотно, спасибо за статью.

  5. Отличные советы по подготовке ребенка к школе, очень важно, чтобы моторика развивалась всеми доступными способами, тогда ребенку будет легко в 1 классе.

  6. Моя невестка сыновей с самого маленького возраста уже приучает к письму. Дает им рисовать карандаши. Лепит с ними и т.д.
    Одним словом, всякими способами развивает им мелкую моторику рук.

    1. Очень ценно, что она и сама с ними занимается творчеством (лепит и т. п.), ведь это не только отличный пример, но и необыкновенно ценные минуты полезного общения, сотворчества)

  7. Думаю, что это действительно важно — подготовить ребенка к письму, развитием мелкой моторики надо заниматься с самого маленького возраста, чтобы к моменту когда данный навык надо уже употреблять в действии, ребенок не чувствовал проблем. Спасибо за большое количество рекомендаций, это актуально для каждого родителя.

  8. Самому маленькому внуку идет четвертый год. Играми для развития мелкой моторики занимаемся, но, с учетом прочитанного, пора «двигаться» дальше — время летит быстро. Не успеем оглянуться, а там и школа.

Добавить комментарий для Картавцева Елена Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *