ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА (методика «Лесенка»)

методика лесенка, методика лесенка В. Г. Щур, методика лесенка Щур, самооценка дошкольника

Большое значение для благополучного развития личности ребенка играет наличие адекватной, правильной самооценки, а также чувство принятия его ближайшим окружением, защищенности, ощущение любви к нему близких людей.

Выявить самооценку ребенка-дошкольника, отношение к себе, его представление о том, как относятся к нему окружающие,  поможет диагностическая методика "Лесенка" (автор В. Г. Щур)

Данная методика (в предлагаемом варианте) хорошо подойдет детям старшего дошкольного возраста.

Диагностическая методика "Лесенка" (автор В. Г. Щур)

Материал, необходимый для проведения обследования

Изображение лесенки с семью ступеньками (смотрите рисунок в начале статьи) и фигурка ребенка (мальчика или девочки). Фигурку ребенка можно вырезать из плотной бумаги.

Порядок проведения диагностической методики "Лесенка"

Перед ребенком кладут рисунок лесенки. Фигурку ребенка располагают на средней ступеньке. Обследуемому ребенку объясняют, что на ступеньке лесенки стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, еще выше - очень хороших. На самую верхнюю – самых хороших детей. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – плохих. На самую нижнюю ставят самых плохих детей.

Далее взрослый уточняет у ребенка: правильно ли он понял объяснение. Если понял не совсем верно, разъясняет еще раз.

После этого взрослый задает вопросы, регистрируя ответы ребенка. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? На какую ступеньку тебя поставит воспитательница? Мама? Папа? Бабушка? Состав лиц, о которых спрашивает ребенка взрослый, зависит от его ближайшего значимого окружения.

Могут быть также заданы дополнительные вопросы, которые помогут взрослому сделать более полные и объективные выводы. Например, почему ты так решил?

Оценка результатов проводимого обследования

Для детей данного возраста размещение себя на верхних ступеньках и оценка как «хороших», «очень хороших» или даже «самых хороших» является нормой.

Требует пристального внимания ситуация, когда ребенок размещает себя на нижних ступеньках, особенно на самой нижней. Это говорит, скорее всего, не об адекватной самооценке и критическом отношении к себе и своим поступкам. Возможно, ребенок совершенно не уверен в себе, отрицательно относится в целом к своей личности, что может быть обусловлено слишком жестким стилем воспитания в семье, постоянной критикой в его адрес со стороны родителей.К подобным результатам может привести и равнодушное отношение к ребенку, безразличие родителей к процессу воспитания.

В обоих случаях ребенок сомневается в себе, в ценности своей  личности, не чувствует любви и принятия со стороны самых близких людей. Все это мешает развиваться личности ребенка в положительном ключе. Может способствовать как психологическому неблагополучию (неврозы), так и развитию асоциальности.

Наиболее усугубляет ситуацию, говорит не только о низкой самооценке, но и неблагополучии взаимоотношений в семье, вариант ответов, когда ребенок считает, что его родители, все члены  его семьи ставят его на нижние ступеньки «лесенки».

Если ребенок действительно ведет себя не лучшим образом, при этом считает, что воспитательница поставила бы его на одну из нижних ступенек, говорит скорее об адекватной самооценке.

Для нормального, благополучного развития личности ребенка большое значение имеет наличие чувства  защищенности, принятия, безусловной любви к себе самых родных и важных людей в его жизни, уверенность ребенка в том, что мама (папа) его любит при любых обстоятельствах. Это понимание, ощущение выражается в том, что один из взрослых (по мнению ребенка), а может быть и все родители, ставят его на самую высокую ступеньку (на одну из самых высоких).

Данную методику, с некоторыми изменениями, можно использовать для оценки отдельных качеств ребенка, а также для выявления взаимоотношений в детском коллективе.

Для проведения обследования памяти ребенка рекомендую несложную в организации диагностическую методику "Десять слов",  для обследования мышления –  методику "Самое непохожее", восприятия – методику "Пирамидка".

 

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА (методика «Лесенка»): 5 комментариев

  1. Обязательно воспользуюсь предложенной методикой «лесенка», чтобы определить отношение моего ребенка к тому или иному вопросу, очень заинтересовало. Мы как раз дошколята, думаю ему будет интересно.

  2. Методика «Лесенка» для малышей очень полезна для нормального и благополучного развития ребенка. Жаль что такой методики не было когда мои дети росли, но были и другие развивающие игры, благодаря которым мои дети выросли нормальными.

    1. Да, с появлением интернета практически любая полезная, необходимая информация стала вполне доступной. Как говорят, было бы желание…

  3. Очень интересная методика. Интересно, ведь можно экстраполировать данный метод «лесенки» и на более взрослых детей или собственно на взрослых. Провести аналогию и вместо воспитателей поставить, например, руководителей или других членов семьи/окружающего общества. Хотя, конечно, дошкольный возраст требует очень пристального внимания. Спасибо, мне очень интересна данная тематика.

Добавить комментарий для Петрова Наталья. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *