ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ (ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ)

16 Ноя 2012, Автор: Наталья

тревожные дети

Тревожные дети
Какие они?
Каковы признаки детской тревожности?
С чем связана тревожность у детей?
Каковы ее причины?
Какие последствия имеет детская тревожность?
И какие рекомендации можно дать родителям, если их ребенок тревожный?

В этих вопросах, уважаемые читатели, мы и постараемся сегодня разобраться. 

Под тревожностью, как психологической особенностью человека (взрослого или ребенка), психологи подразумевают склонность личности к частому переживанию беспричинного страха, эмоциональных состояний, характерных для ситуаций неопределенной опасности, неблагополучного развития каких-либо событий.

Какие же признаки тревожности у детей существуют, по каким характерным поведенческим   особенностям мы можем судить о наличии тревожности у ребенка?

Как правило, тревожные дети не уверены в себе. Самооценка таких детей характеризуется неустойчивостью и чаще бывает заниженной.

В силу того что тревожный ребенок испытывает постоянное чувство страха перед неизвестностью, часто находится в состоянии ожидания неудач, неприятностей, он очень редко проявляет инициативу.

Тревожные дети исполнительны, послушны и ответственны.

Такие детки ведут себя примерно, стараясь точно выполнять требования взрослых (педагогов).

Пассивность, застенчивость, скромность, дисциплинированность, аккуратность, робость – это также черты, характерные для тревожных детей.

Можно сказать, что перечисленные качества (признаки тревожности) имеют отчасти защитный характер, так как ребенок стремится, во что бы то ни стало, избежать неудачи.

Тревожный ребенок испытывает страх перед всем непривычным, неизвестным, новым.

Он склонен больше помнить плохое, чем хорошее.

Повышенная возбудимость и некоторая скованность (напряженность) также свидетельствуют о наличии детской тревожности.

С чем же связано наличие повышенной тревожности у ребенка?
Каковы причины возникновения тревожности у детей, факторы, влияющие на ее наличие?

Тревожность у ребенка может быть обусловлена наличием предрасположенности, особых характеристик нервной системы, с которыми ребенок родился (на которые накладываются и другие факторы, жизненные обстоятельства), наличием тревожности у самих родителей (взрослых, окружающих ребенка), завышенных требований к ребенку, отсутствием их единой системы, наличием чрезмерной заботы и опеки, которые ставят ребенка в зависимое от родителей положение.

Нужно ли что-то делать с тревожностью ребенка?
Может вообще не обращать на нее внимание?
Имеет ли детская тревожность  какие-либо отрицательные последствия?

тревожный ребенок

Давайте попробуем разобраться. Если ребенку свойственна повышенная тревожность, то излишний страх перед всем неизвестным, новым будет препятствовать развитию таких качеств мышления, как креативность, неординарность, мешать творческому поиску в деятельности. Как говорится, излишняя тревожность будет мешать развитию творческого потенциала личности, а значит, может просто помешать человеку найти себя, проявить себя в какой-либо деятельности максимально полно, почувствовать себя востребованным, состоявшимся, счастливым. Конечно, осторожность хороша, но до определенной меры… Кроме того, если тревожность у ребенка будет продолжать усиливаться, то это может стать фактором развития различных страхов, невротических качеств и, как следствие, нанести вред здоровью.

Кстати, один жизненный пример. Во время моей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с таким небывалым случаем проявления детской тревожности, когда у скромной, старательной, послушной, умной и здоровой девочки перед самым утренником (просто за несколько минут до него) поднялась температура под сорок. Вот так весь организм чрезмерно тревожного ребенка переживал приближение очень ответственного (но ведь в первую очередь радостного!) момента… Да, забыла сказать, что после утренника, с возвращением к обычному ритму жизни, от температуры не осталось и следа.

Сегодня мы с вами, уважаемые взрослые, разбирались с вопросами на тему: «Тревожные дети». И, надеюсь, смогли получить ответы на вопросы: с чем связана тревожность у детей, каковы причины тревожности, ее проявления, признаки и последствия детской тревожности. В следующей статье, которая уже готовится к публикации в ближайшее время, я поделюсь с вами рекомендациями для родителей тревожного ребенка и расскажу о направлениях работы с тревожными детьми.

 
 

Спасибо за Ваш интерес к сайту "РАСТИ ВМЕСТЕ"!

8 комментариев на «ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ (ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ)»

  1. Я тоже была таким ребенком. Тихим, послушным и малоинициативным. Мне кажется, для такого ребенка важно иметь какой-то «безопасный» способ самовыражения и безопасный круг общения. Я писала стихи (в тетрадь), в подростковом возрасте вела дневник, в котором рассуждала и делилась мечтами-радостями-горестями, играла в индивидуальные игры (или с близкими). Но большая часть внутреннего мира оставалась за кадром для других.
    Даже сейчас, став взрослой и избавившись от большинства тревог, я всё равно чувствую, что в общении с мамой не готова раскрыть то, за что меня могут посчитать «плохой» или неправильной. Такое вот детское чувство. Это я к причинам возникновения тревожности: многие родители хотят видеть своего ребенка «хорошим» — и теряется естественность.
    Серьезная тема…

    Ответить

    Наталья:

    Да, тема серьезная (хотя не очень востребованная читателями). Особенно вся серьезность вопроса понятна тем, кто в той или иной мере ощутил на себе, как эта самая тревожность мешает порой жить, радоваться… Спасибо Вам ПРИБОЛЬШОЕ, Ольга, что делитесь своими, пережитыми лично, чувствами, знаниями, пропущенными через себя.
    Как не хватает порой нам всем этой безусловной любви…

    Ответить

  2. Ох, и я была таким ребенком! Тревожным, впечатлительным, ответственным, неуверенным в себе. Сын — полная противоположность! В какой-то степени меня это радует! Вся эта тревожность накладывает отпечаток на всю жи3нь.

    Ответить

    Наталья:

    Вы знаете, Ольга, есть все-таки (как и во всем) свой плюс и в подобных детских переживаниях. Обычно такие люди, будучи уже взрослыми, продолжая работать над собой (а значит, совершенствуясь), сохраняют чувствительность, ответственность, но приобретают чуткость и человечность…

    Ответить

  3. Людмила:

    Одна из моих внучек была излишне тревожна, но мы ходили два года к психологу на занятия и теперь ее состояние намного лучше.

    Ответить

    Наталья:

    Вашей внучке повезло, Людмила, что ее окружают мудрые, адекватно относящиеся к психологической помощи, люди. Удачи Вам и Вашим внукам!

    Ответить

  4. У меня дочь — очень тревожный ребёнок. Её тревожность доходит порой до абсурда: не ехать в лифте, чтобы не застрять, не выпускать родителя(!!!) из дома в тёмное время и т.д.
    Ждём Вашей следующей статьи.

    Ответить

    Наталья:

    Спасибо, Андрей, за Ваш отзыв. Буду очень рада, если и следующий материал по данной тематике окажется хоть в чем-то для Вас полезным.
    Некоторая осторожность (в разумных пределах), свойственная как взрослым, так и детям, иногда помогает нам избежать возможных опасностей, но постоянное ощущение чувства страха по малейшему поводу, конечно же, мешает нам жить и нуждается в коррекции. И хорошо, если у взрослых есть возможность оказать ребенку в такой ситуации квалифицированную психологическую помощь.
    Удачи Вам, Андрей, а Вашей доченьке много-много радостных, не омраченных никакими беспокойствами, минут!

    Ответить

Ваш отзыв