РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

10 Июл 2012, Автор: Наталья

подвижные игры

Подвижные игры

(их роль и значение)

Роль игры, в частности значение подвижных игр, в жизни ребенка трудно переоценить.

В процессе проведения подвижных игр решаются и образовательные, и воспитательные, и развивающие задачи. Кроме того, правильно организованная подвижная игра способствует укреплению здоровья ребенка

Каким же образом происходит выполнение всех вышеперечисленных задач посредством организации и проведения подвижных игр? Давайте рассмотрим.

В дошкольном возрасте (особенно младшем) организатором детских подвижных игр, как правило, выступает взрослый (педагог, родитель). Именно с помощью взрослого ребенок осваивает новые, каждый раз более сложные для себя движения (подпрыгивания, перепрыгивания, лазание, метание, бег и ходьба в различных вариациях и многие-многие другие). Все эти движения потом отрабатываются и совершенствуются в процессе игры (чтобы догнать, нужно бежать быстрее, чтобы не быть пойманным, нужно увеличивать скорость реакции, чтобы не упасть, проходя по узкой «дорожке», необходимо сохранить равновесие и так далее).

Сюжетные подвижные игры помогают малышам знакомиться с окружающим миром. Благодаря таким играм, дети закрепляют и расширяют свои представления о различных животных, их повадках, о транспортных средствах и правилах дорожного движения. В общем, всего и не перечислишь.

Играя в подвижные игры, дети не только знакомятся с правилами игры, учатся действовать в соответствии с ними, соблюдать  определенные требования, но и совершенствуют свои    умения ориентироваться в пространстве и времени (осваивают понятия «быстро», «медленно», «слева», «справа», «в середине» и прочие).

Многократные повторения различных действий в игре, способствуют развитию физических данных: силы, ловкости, координации движений, выносливости и так далее.

В совместной, активной, доставляющей радость общения и удовольствие от собственных достижений деятельности, коей и является коллективная подвижная игра, дети учатся взаимодействовать дружно, учитывать интересы других, помогать друг другу. Подвижная игра создает хорошие условия для воспитания положительных, нравственных качеств (забота о младших, взаимовыручка, вежливость и прочие), а также помогает преодолеть ребенку имеющиеся сложности и проблемы в общении (застенчивость, замкнутость, стеснительность, робость, скованность, неуверенность).

В процессе игры у детей развивается внимание, память, речь, умение управлять своими движениями, своим телом, формируются способности к проявлению волевых усилий.

Благодаря подвижным играм обеспечивается необходимая двигательная активность ребенка в течение дня, происходит укрепление и оздоровление организма. За счет чего же происходит это самое оздоровление? Укреплению здоровья ребенка способствуют и радостные эмоциональные переживания, и усиление (тренировка) деятельности различных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной), и пребывание на свежем воздухе, и улучшение обмена веществ, благодаря всему вышеперечисленному.

Таким образом, можно отметить большое значение подвижных игр в жизни детей, так как они способствуют общему  укреплению организма ребенка и помогают в решении задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Очень хочется еще добавить, что меня сильно удивляют некоторые мамы, которые пекутся о чистоте наряда ребенка («по лесенке не лазай – она грязная, испачкаешь платье» и тому подобное), но совсем не беспокоятся при этом, что они ограничивают своих детей в движении, а значит – в развитии. Двигаться ребенку просто жизненно необходимо, а вот обеспечить безопасность этих самых движений, считаю, очень важно.

При организации подвижных игр с детьми, стоит, я думаю, помнить следующие правила: игра должна нравиться ребенку, доставлять ему радость, быть интересной, доступной (по возрасту и возможностям) и безопасной для него. И еще, я считаю: заставлять – нельзя, заинтересовывать – можно и нужно, обеспечивать безопасность – необходимо.

Надеюсь, что вы,  также как и я, уважаемые взрослые, считаете, что подвижные игры очень важны для здоровья и воспитания наших детей, что роль подвижных игр, значение их для развития ребенка переоценить трудно.

Рекомендую ознакомиться и с другими статьями о роли различных игр в жизни детей:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ и интеллектуальная нагрузка

 
 

Спасибо за Ваш интерес к сайту "РАСТИ ВМЕСТЕ"!

8 комментариев на «РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»

  1. Светлана:

    А я в детстве в сабо и платье умудрялась лазить через заборы. По телевизору всего 1 детская программа в день («Спокойной ночи малыши»). Компьютеров не было. И все дети на улице. Подвижных игр — сколько душе угодно. Красота!

    Ответить

  2. Наталья:

    А я очень сильно шорты в летний период любила носить, чтобы уж и по деревьям и по… , ладно уж, не буду уточнять и выдавать все секреты 🙂 , ничего не мешало лазать.

    Ответить

    Михаил Широковских:

    Наверно, по чужим садам и огородам? 🙂

    Ответить

    Наталья:

    Садов и огородов под боком не было (если бы были, то, кто знает?..), а вот по крышам гаражей, это – да.

    Ответить

  3. Согласна с Вами. Тоже вижу таких мам, которые заставляют детей «сидеть смирно».
    Ребенок не может быть просто пассивным созерцателем, ему нужно активное действие. И если родитель не научит его хорошим играм, то он сам может придумать себе небезобидные развлечения (лазить по крышам и т.п.).

    Ответить

    Наталья:

    Такие мамочки берегут себя, свой труд, но совсем не заботятся при этом о потребностях своего собственного ребенка.

    Ответить

  4. В статье так хорошо раскрыта полезность подвижных игр для детей, что трудно добавить что-то новое.
    К сожалению, современные дети подвижными играми занимаются очень мало. Всё больше за компьютером сидят. Думаю, одна из главных причин в том, что дети просто не знают этих игр. Надо бы родителям поиграть вместе с детьми в те игры, в которые они в детстве сами играли, научить своих и соседских детей этим играм.
    Помню, в моем детстве мы играли в круговую лапту, в крокодила, в цепи кованые, в муху, в прятки, в салочки (на Урале эту игру называли «ляпки»), в вышибало, в 12 палочек. Это только игры, которые сразу же на ум пришли.
    Можно и старые русские народные игры вспомнить, такие, как «Дядя Трифон», «Селезень», «Клубок», «Растяпа», «Горшки». Все эти игры развивают мышление и ловкость, вырабатывают состязательность и волю.

    Ответить

    Наталья:

    А ведь это очень хорошая мысль, Михаил, делиться знаниями в области всяких подвижных игр (особенно, если адаптировать их под современную тематику). Спасибо!

    Ответить

Ваш отзыв