ОЦЕНКА (ПОСТУПКА) В ПОМОЩЬ ВОСПИТАНИЮ

29 Сен 2012, Автор: Наталья

оценка поступкаКак дать оценку действиям ребенка, оценить поступок, его поведение правильно, не навредив?

Нужно ли вообще давать оценку действиям ребенка?

Каковы воспитательные возможности подобной оценки?

Казалось бы, куда уж проще: поступил ребенок хорошо – похвалили, поступил плохо – поругали. Но не все так просто, как кажется. Иногда, давая оценку действиям ребенка, взрослые (педагоги, родители) учитывают исключительно  результат, но не берут в расчет его мотивы.

Вот пример. Мама говорит: «Дочка, складывай побыстрее игрушки, я накрываю на стол, сейчас будем кушать». Через некоторое время мама заглядывает к дочке. Малышка убрала совсем небольшую часть  игрушек, но при этом складывала все тщательно и аккуратно. Мама возмутилась: «Дочь, я же просила сделать все быстро, ведь обед стынет. Что ты за копуша такая!?» В данном случае мама заметила (и отметила) лишь только то, что результат не соответствовал ее ожиданиям. Она совсем не обратила внимание на мотив девочки («сложить все тщательно, аккуратно», возможно именно так, как учила мама), при этом дала отрицательную оценку ее личности (копуша).

Как же дать оценку действиям ребенка, не обидев, не оскорбив его, да еще так, чтобы эта оценка пошла на пользу, то есть способствовала формированию положительных личностных качеств меленького человека?

В данном случае мама могла отметить положительные качества девочки и дать позитивную предвосхищающую (ориентирующую на правильные, положительные действия в будущих подобных ситуациях) оценку поведения вместе  с отрицательной оценкой неправильного действия (оценка действий). Например: «Доченька, ты очень аккуратно все складываешь, а в следующий раз, я думаю, еще и быстро все сделаешь, чтобы  и еда не остыла, и мне тебя ждать не пришлось».

Давая оценку действиям и поступкам детей, взрослым стоит обратить внимание и на следующие моменты:

• Отрицательную оценку давать можно только некоторым действиям, поступкам, но не личности ребенка. Хвалить же можно и за личностные качества.

 Порицать в большинстве случаев необходимо наедине, хвалить же можно и публично.

 Необходимо пояснять, почему именно такую оценку вы дали поведению, поступку ребенка, почему именно это «хорошо» или «плохо».

 Положительная оценка помогает ребенку поверить в себя,  в свои силы, вдохновляет его. Вообще, адекватная оценка взрослого помогает ребенку найти нужные и добрые ориентиры для действий и поведения в целом, способствует формированию позитивных личностных качеств.

 Любую оценку нужно давать, опираясь на положительное в ребенке, давая прямую или предвосхищающую позитивную оценку.

Знаю некоторые примеры ситуаций, когда взрослые (даже педагоги) говорили: «Вот хочу его похвалить, но не нахожу за что». Особенно это актуально по отношению к «трудным» детям. В таких случаях мне всегда хочется сказать, если не находите положительных качеств в ребенке, так придумайте их, и они обязательно появятся.

Уважаемые взрослые, подходите к детям с положительными ожиданиями (и они обязательно оправдаются), верьте в них. Ну и, конечно, давайте ребенку образец, пример правильного (желаемого вами) поведения.

Надеюсь, дорогие читатели, что вы, так же как и я, считаете, что дать оценку действиям ребенка правильно, не навредив, не обидев его оценить поступок, действие - очень важно.

 
 

Спасибо за Ваш интерес к сайту "РАСТИ ВМЕСТЕ"!

12 комментариев на «ОЦЕНКА (ПОСТУПКА) В ПОМОЩЬ ВОСПИТАНИЮ»

  1. Все верно, ах, как часто у нас нет времени и сил на объяснения, на выяснение причин. Моя мама всегда умела терпеливо объяснять и хвалить. И мои дети тоже ее обожают!

    Ответить

    Наталья:

    Дети всегда чувствуют искренний интерес и любовь к ним…

    Ответить

  2. Наталья, очень интересная статья, великолепный финальный аккорд насчет «придумайте, и они обязательно появятся» и очень точный комментарий — ваш, который над моим)). Довольна, что прочла, спасибо!

    Ответить

    Наталья:

    Благодарю Вас, Светлана, за Вашу доброжелательность и позитив!

    Ответить

  3. Отличная позитивная статья! Конечно, всегда нужно отмечать старания ребенка, даже если ожидаемый результат и не достигнут! Иначе желание стараться пропадет! Спасибо!

    Ответить

    Наталья:

    Верно, Ольга, желание отбить очень легко. Иногда достаточно одного замечания.

    Ответить

  4. Всеволод:

    Оценить поступок не всегда можно объективно. Встает вопрос: по каким критериям делать оценку. Ведь общепринятые правила не всегда дают адекватную оценку. Спасибо за статью!

    Ответить

    Наталья:

    Если оценивать только результат действий и не учитывать мотивы ребенка, его старание, безусловно,такая оценка не будет объективной и справедливой.

    Ответить

  5. Очень верный посыл у статьи — и, как всегда, написано простым и понятным языком: что делать можно и нужно, а что не надо. Твитнула!

    Ответить

    Наталья:

    Спасибо, Ольга, за поддержку и, как всегда, очень доброжелательный отзыв!

    Ответить

  6. Очень правильная статья и воспитательная для родителей. Детей нужно хвалить обязательно и они будут тянуться к той планке, которую мы им обозначим.

    Ответить

    Наталья:

    Благодарю за Ваш добрый отзыв, Анна.

    Ответить

Ваш отзыв