КАК ВОСПИТЫВАТЬ, НЕ НАКАЗЫВАЯ (ОБЪЯСНЕНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ)

08 Июн 2012, Автор: Наталья

метод естественных последствий

Метод естественных последствий и метод объяснения

Сегодня, уважаемые читатели, мы продолжим разговор о методах воспитания без наказаний. Мы с вами уже рассмотрели такой важный «метод» (не знаю, можно ли его вообще назвать просто методом, скорее, это стиль жизни, жизненный принцип), как пример родителей.

Что же еще нам помогает воспитывать наших детей, не прибегая к наказаниям? Приемов и методов существует достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.

Метод объяснения

Очень важным для правильного воспитания ребенка является умение родителя правильно объяснить (метод объяснения) причинно-следственную связь каких-либо явлений, поступков ребенка, его действий. Объяснение должно быть понятным, точным и, желательно, немногословным. Приведенные примеры (во время объяснения) иногда очень облегчают понимание, а иногда являются лишними. Все зависит от конкретной ситуации. Говоря о методе «объяснение», хочется обратить ваше внимание на то, что очень действенным порой бывает именно не жесткий запрет, ни страх перед наказанием, а понимание вреда, последствий каких-либо действий, которое приходит благодаря правильному объяснению родителя. Например, можно сказать «еще раз тронешь чайник – будешь наказан», а можно «чайник очень горячий, его трогать нельзя, потому что можно обжечься, и будет очень больно». Но если у ребенка нет понимание того, что такое «горячо», возможно, он до конца не проникнется нашим объяснением. И здесь мы логично подошли к еще одному воспитательному приему.

Метод естественных последствий

Этот прием можно назвать так - «применение (или использование) естественных последствий действий или поступков» (метод естественных последствий). Как же можно его использовать по отношению к нашему прошлому примеру? Конечно, дотронувшись до горячего чайника, ребенок может получить серьезный ожог, и допустить этого никак нельзя. Но, если в руках у вас кружка с чаем, вы предупредили ребенка о том, что она горячая, и вы уверенны, что малыш точно не будет травмирован, можно позволить ребенку дотронуться до нее, чтобы он понял, что такое «горячо», и чтобы в следующий раз вы смогли уберечь его от серьезных последствий «общения» с чем-то очень горячим и опасным. Наши дети – большие экспериментаторы, им все интересно,  все хочется попробовать на вкус, на ощупь, испытать самостоятельно. Иногда они ставят под сомнения наши, порой даже самые логичные и разумные, объяснения. Очень хочу, в связи с этим, обратить ваше внимание, уважаемые взрослые, пожалуй, на самый важный момент: какие бы методы воспитания вы не применяли, помните, что  воспитательное воздействие не должно нанести ребенку ни малейшего вреда, ни в физическом, ни в психическом плане.

Какие методы воспитания (без наказаний) лучше применять? Очень многое зависит от ситуации, возраста ребенка, его жизненного опыта и, конечно, вашей находчивости и мудрой любви. Главное, сделать жизнь ребенка максимально безопасной, иногда давая ему возможность сделать выводы самостоятельно, понять, что такое «горячее», «холодное», «острое» («вилочка острая, можно уколоться или уколоть кого-то, поэтому нужно быть осторожным; вот попробуй, какая она острая»).

Сегодня мы с вами, уважаемые взрослые, вспомнили еще о двух приемах, методах воспитания без наказаний: метод объяснения и метод естественных последствий. Мы обязательно еще вернемся к разговору о них и рассмотрим другие методы. А сегодня, дорогие родители, в завершении нашего разговора,  я еще раз хочу подчеркнуть, что воспитание без наказаний возможно!

 
 

Спасибо за Ваш интерес к сайту "РАСТИ ВМЕСТЕ"!

2 комментария на «КАК ВОСПИТЫВАТЬ, НЕ НАКАЗЫВАЯ (ОБЪЯСНЕНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ)»

  1. Светлана:

    Дети вот разные. Старшему сыну в год объясняла про иголки и уколола пальчик. Больше иголки не брал. А младший после укола стал брать иголки с тупой стороны.

    Ответить

    Наталья:

    Да, дети Ваши разные, но оба сообразительные. Каждый сделал свой умный и уникальный вывод (и, в принципе, правильный). Вы, наверное, со мной согласитесь, Светлана, что единого, волшебного метода воспитания, подходящего для всех жизненных ситуаций, для всех без исключения детей, не существует. Да и индивидуальный подход еще никто не отменял. Что касается иголок, то, я думаю, что в столь раннем возрасте детей можно просто оградить от «общения» с таким очень небезопасным предметом.

    Ответить

Ваш отзыв